В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Блог

Я никогда раньше не ездил в шестиместном купе и, если честно, побаивался этой поездки. Нервозности добавлял тот факт, что это знаменитый поезд из Черногории в Сербию, который состоит из очень старых вагонов.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы
Ночной поезд Ловчен сообщением Бар – Земун

Очень дешево

Ночной поезд из Черногории в Сербию и обратно носит название «Ловчен» – по названию горы и национального парка в Черногории. Его маршрут: Бар (город в Черногории на побережье) – Земун (пригород Белграда). Это единственный международный поезд, оставшийся на Балканах. Остальные не пережили пандемию. Летом к нему добавляется второй поезд – дневной.

Купить билеты онлайн на этот поезд невозможно. Можно только в кассе. Причем из Сербии приобрести билеты «туда и обратно», если до обратной поездки осталось меньше недели, не получится. Можно только в Черногории. Поэтому, путешествуя по этой стране, я заехал в столицу – Подгорицу – на вокзал, чтобы купить билет.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы
Вокзал в Подгорице – столице Черногории

Мне было любопытно испробовать шестиместное купе. Казалось, что это должно было быть чем-то очень плохим и я чувствовал, как совершу подвиг, напишу в блоге о своих страданиях и соберу сотни тысяч просмотров! Немного знающая русский язык кассирша уточнила: «Вам нижнее?» Я удивился такому сервису и кивнул.

Билет стоил 20 евро. Даже с учетом нынешнего курса тариф на международный поезд выглядит нереальным. 2000 рублей! Для сравнения билет на «Ласточку» Москва – Минск в сидячий вагон стоит около 30 евро.

Билеты, кстати, неименные. Можно купить и потом перепродать кому-нибудь. Но почему-то здесь никто этого не делает. Я не сохранил билет, поэтому не могу его показать, но выглядит он примерно так (этот билет в сторону Черногории).

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы
Билет и бронирование места на поезд из Белграда в Подгорицу

Самые разные вагоны

Поезд «Ловчен» – максимально странный, это факт. Он состоит из множества самых разных вагонов. Есть здесь то, что называют евросидячками – это когда в каждом купе шесть сидячих мест, как в нашем «Невском экспрессе».

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Есть здесь сидячие вагоны с салоном открытого типа, где места расположены, как в «Сапсане», автобусе или самолете.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Есть вагоны с трехместными купе. Они легко трансформируются в двухместные и одноместные. Я уже ехал в таком вагоне в прошлом году и рассказывал об этом здесь.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Есть вагоны с четырехместными (похожи на наши) купе и шестиместными купе.

Разнообразия добавляет тот факт, что часть вагонов в поезде – черногорских дорог, а другая часть – сербские. Некоторые вагоны – производства Франции, другие – немецкие. Есть вагоны, которые я не опознал.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

И есть даже один вагон из поезда Иосипа Броз Тито, по распоряжению которого и была построена эта дорога. Представляете, сколько ему лет?!

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

И есть вагоны-автомобилевозы.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Сервис отсутствует

Когда я пришел к своему вагону, ко мне подошла русскоговорящая девушка и попросила поменяться с ней на другое место в другом вагоне. Это так удивительно: международный поезд, а билеты неименные. Можно меняться!

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Все купе в вагоне – шестиместные. Места расположены примерно на равном расстоянии друг от друга.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Из-за небольшого расстояния у пассажиров с верхних полок нет возможности сидеть внизу, поэтому на нижнее место никто не претендует. Если устал лежать – стоишь в коридоре. Никакой борьбы за столик. Да и столика нет. Он и не нужен. Здесь не продают ни чай, ни кофе.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Кстати, присесть – именно присесть – можно и на нижней, и на средней полках. А вот на верхней полке можно сесть полноценно. Кроме того, «верхние» пассажиры получают пространство для вещей – такое же, как в российских купейных вагонах – ниша над коридором.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Есть вентиляция, но проверить ее работоспособность было невозможно. Мы просто открыли окна из-за жары.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Из интересного: помимо туалетов (они были ужасны), в вагонах есть еще помещения-умывальники.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Кстати, санузлов – суммарно шесть штук.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

И к санузлам самая большая претензия. Мое купе было за стенкой от туалета. И, видимо, при покупке билетов на этот поезд нужно вспоминать главную советскую фразу: «Только не у туалета, пожалуйста». Потому что запах…

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Граница – лежа на полке

Железная дорога из Черногории в Сербию – одна из самых живописных в Европе. Поезда проходят суммарно через 254 тоннеля и 435 мостов. Однако на ночном поезде в окно особо не посмотришь. Через час после отправления стемнело и я лег.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы
Вид из окна поезда Бар – Земун на участке Бар – Подгорица

Белье здесь как в России – простынь и подушка в наволочке. Есть еще шерстяное одеяло, как раньше. По умолчанию почему-то не дали вторую простынь (попутчики сказали, что им по пути в Черногорию выдавали). В ответ на мою просьбу проводник выдал ее.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Моими попутчиками, кстати, были четверо россиян и один местный житель. Россиянам все время было жарко, и пахло. Дело не только в туалете, но и в курении. Здесь не принято стесняться и люди курят прямо в коридоре. Так что эта картинка, сохранившаяся явно из немецкого прошлого вагона, вполне актуальна и по сей день.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Короче, мы с сербом (а, возможно, это был черногорец) боролись за право дышать. Он постоянно закрывал дверь и окно, а мы их открывали снова.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Около одиннадцати вечера доехали до границы на выезд из Черногории. Контроль формальный. Пограничник смотрит в загранпаспорт и возвращает его. Следующая граница – через час. Только засыпаешь – тебя снова будят. Сербский пограничник уже более дотошный. Он прокатывает паспорт через специальный аппарат и ставит печать. Вещи никого не интересуют. С «полки» вставать не обязательно.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Спал я хорошо – мне помогли маска для сна и беруши. Лежать на полке удобно. Там нет матраса, но она в меру мягкая. Мне показалось, что у нее есть даже небольшой уклон в сторону стенки – чтобы не падать.

Поезда между Сербией и Черногорией ходят приблизительно. Ты никогда не знаешь, когда они прибудут, поэтому заводить будильник не нужно. Спи спокойно и жди, когда тебя разбудит проводник. С чем связаны такие задержки, я не знаю. Поезд нигде не ломается и нигде подолгу не стоит, но все равно опаздывает. Похоже, что расписание составляли идеалисты.

В моем рейсе проводник разбудил нас где-то через час после заявленного времени прибытия. Он обещал, что поезд прибудет через 15 минут, но он прибыл через полчаса. На табло вокзала отображалась информация об опоздании на 90 минут.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы

Так хороший ли это поезд?

В этом поезде старые вагоны, некоторые из них снаружи изрисованы граффити, поезд никогда не приходит вовремя и здесь нет сервиса. Но! Важно понимать, что любая полка в шестиместном купе оказалась комфортнее верхних полок в плацкарте. Эргономика отличная. К тому же вагон, несмотря на свой возраст, идет очень мягко. С учетом цены в 20 евро – по-моему, все справедливо.

И главное: если вы не хотите ехать в этом вагоне, то вы можете взять билет в альтернативные и более комфортные вагоны.

Если честно, то, выйдя из поезда, я подумал, что если будет такая возможность, то с удовольствием проехал бы на нем еще раз.

Философское соображение. Это совсем другая культура. В России все зарегулировано: есть правила, сколько должно быть градусов в вагоне (не помогает), нельзя курить, нельзя пить пиво, пассажир с верхней полки может сидеть у столика три раза в день. Здесь же, кажется, нет совсем никаких правил и никакой регуляции. Это сперва очень напрягает, а потом наоборот максимально расслабляет. Хоть курильщиков я и не люблю.

В купе шесть полок и пассажиры курят, но мне понравилось. Тест самого старого поезда Европы
Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий