В крымских поездах не застилают нижние полки, чтобы пассажиры сверху могли сидеть у стола

Блог

В крымских поездах возникла неувязка: там часто не застилают бельем верхние полки, а нижние застилать и вовсе отказываются – из-за нормы о том, что верхние пассажиры имеют право сидеть внизу. Пассажиры недовольны, но перевозчик говорит, что такова была воля самих пассажиров. Кто формально прав и зачем тогда называть поезда «фирменными»?

В крымских поездах не застилают нижние полки, чтобы пассажиры сверху могли сидеть у стола

Странные правила

Придя ночью на посадку в поезд «Таврия», пассажирка Людмила Щербакова была в очередной раз неприятно удивлена: верхние полки не были застелены бельем. Поездом она пользуется регулярно, и ни разу не видела, чтобы верхние полки были застелены.

«В 092 ночные посадки (прим. – имеется в виду поезд № 92 Москва – Севастополь). НИКОГДА не было такого – пришли и полки застелены бельем (купе). Это забота пассажира? Поясните, пожалуйста», – задает Людмила вопрос в чате компании «Гранд Сервис Экспресс».

Возмущена и Надежда: «Ездили шесть раз Москва – Симферополь, Рязань – Симферополь и обратно. Верхние полки были всегда не застелены. Поезда 28, 92. Это очень неудобно. Сколько раз ездили в Питер на двухэтажном – всегда заправлены и верхние, и нижние (кроме пододеяльника на нижних полках). В ГСЭ – никогда».

Ответ от перевозчика – частной компании «Гранд Сервис Экспресс» – поступил такой: «В обязанности проводника входит доставлять постельное белье на места пассажиров, а также застилать постели инвалидам, больным и пассажирам с малолетними детьми».

«Белье заминается и может испачкаться»

Между тем поезд, о котором пишет Надежда (№ 27/28 Москва – Симферополь), – с мая 2024 года является фирменным.

По правилам перевозок РЖД, в фирменных поездах верхние полки должны быть застелены.

«В фирменных поездах перед отправлением с начальной станции проводники застилают постельное белье на верхних полках», – цитирует РИА «Новости» ответ РЖД.

На нижних местах постель также застилается – но не всегда, а только в том случае, если вагон оборудован полками-трансформерами, конструкция которых позволяет с легкостью превратить кровать в удобный диван, рассказали в РЖД.

В крымских поездах не застилают нижние полки, чтобы пассажиры сверху могли сидеть у стола
Интерьер купе поезда с местами-трансформерами

Формально ГСЭ придерживается тех же правил. Представитель компании «Гранд Сервис Экспресс» в другом своем ответе утверждает, что верхние полки в поезде №027/028 Москва — Симферополь для пассажиров все же застилают:

«Верхние полки в поезде №027/028 Москва — Симферополь для пассажиров застелены. Нижние – нет».

Объясняя коллизию с застилом нижних полок, представитель компании ссылается на опрос среди пассажиров, который проводила компания.

В ходе опроса многие пассажиры «выразили недовольство тем, что их полки были застелены»: выяснилось, что многим не нравится, когда пассажиры с верхних полок спускаются, чтобы принять пищу, и сидят на чужой нижней полке на чистом белье. Поэтому компания решила отказаться от этой практики.

«Многим пассажирам не нравится застил нижних полок, потому что посадка в поезд утром или днем, до ночи далеко, а согласно правилам, пассажир с нижней полки должен разрешить пассажиру с верхней посидеть во время принятия пищи – белье заминается и может испачкаться», – ответили в компании.

Согласно правилам перевозок, пассажир, едущий на нижней полке, обязан предоставить место у столика пассажиру, проезжающему на верхней полке, для приема пищи. РЖД установило для этого временные интервалы: завтрак – с 07:00 до 10:00, обед – с 12:00 до 15:00, ужин – с 19:00 до 21:00. Время на принятие пищи – не более 30 минут.

Теперь конфликт «верхнеполочников» и «нижнеполочников», о котором мы много писали, коснулся и постельного белья.

Формально «фирменный»

Вывод из вышесказанного печальный: фирменные поезда постепенно теряют свои отличительные черты. Хотя изначально идея фирменных поездов была именно в том, чтобы предложить пассажирам альтернативу в виде более высокого уровня обслуживания за более высокий тариф.

В крымских поездах не застилают нижние полки, чтобы пассажиры сверху могли сидеть у стола

Теперь часто признаком фирменности является лишь завышенная цена билета: остальные признаки отсутствуют. Постепенно из практики фирменных поездов исчезают гигиенические и продуктовые наборы, тапочки, а теперь еще и застил полок бельем.

В фирменных поездах ФПК полки застилают бельем также крайне неохотно.

Например, еще в 2018 году в фирмернном двухэтажном поезде №5/6 сообщением Петербург – Москва на верхних полках лежали одеяла, заправленные в пододеяльники и подушки с надетыми наволочками. Оставалось только застелить простыню. Но теперь нет и этого: белье лежит в пакете, как в обычном поезде.

Постель застилается полностью лишь во всех вагонах люкс и СВ.

В крымских поездах не застилают нижние полки, чтобы пассажиры сверху могли сидеть у стола
Вагон СВ поезда 27/28 Москва – Симферополь

Возникает вопрос: а стоит ли в таком случае переплачивать за фирменность, если де-факто ее нет? Ответ неоднозначный, ведь часто фирменный поезд выигрывает по времени у поезда обычного и идет быстрее. За это, в частности, и платят пассажиры. Увы, перевозчики пользуются этим, постепенно оставляя из «фирменного» только время нахождения в пути.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Роман

    Не знаю. 4 раза ездил на 028 в Симферополь в 2023 и 2024 годах — всегда верхние были заправлены. Даже когда места были пустыми. Проводницы предупреждали, чтобы не трогали белье с незанятых. Так как оно не оплачено и с них потом удержат за него.

    Ответить
  2. Георг

    У меня,один внук вообще кровать не застилает, я в РЖД обращался — бесполезно.

    Ответить
  3. Ольга Степановна.

    Я не согласна с таким ,,колхозом»! Купе и так является маленьким пространством, а тут ещё и бельём трусить приходится! Негигиенично! 19 августа ехала из Новороссийска в Санкт-Петербург в плацкартном вагоне. Это фантастика! Там есть и душ, и экстра-туалет, и душ для личной гигиены! Я уже не говорю про разные подкладки. Учитесь!

    Ответить
  4. Элли

    Лайфхак: надо наоборот, сделать нижние полки дешевле верхних и в Правилах закрепить, что верхний пассажир может сидеть внизу с 9 до 21 часа сколько хочет (с перерывом на сиесту с 12 до 15 час, допустим). Тогда все честно: хочешь ехать внизу и дешевле — изволь подвинься

    Ответить
    1. Яна

      А ещё, чтобы Вы можете придумать? Я всегда езжу на нижней полке. Постель застилаю сразу и ложусь. Сидеть долго не могу из-за больного позвоночника. Так что пассажиры с верхних полок пусть с края присаживаются. Поели и на верх!

      Ответить