Сто аварий за полгода: ж/д переезды в России остаются небезопасными

Новости

После крупной аварии с поездом Казань – Адлер, который столкнулся с грузовиком, вновь встал вопрос, как решать проблему переездов, ведь за полгода на них произошло почти 100 аварий. В РЖД предлагают ввести уголовное наказание за столкновение с поездом. А пока законодатель думает, РЖД составили список из переездов, где поезда в течение года экстренно тормозили пять и более раз. К таким местам должны принять меры в первую очередь.

Хроника столкновений

Семь серьезных аварий на железнодорожных переездах – и это только за последние семь месяцев. А всего за первое полугодие на ж/д переездах произошло 96 аварий, сообщает «Гудок». Статистика более чем говорящая. Достаточно посмотреть хронику крупных ЧП на переездах, чтобы понять масштаб проблемы.

11 февраля на 8-м километре железной дороги Светлоград – Мокрая Буйвола в Ставропольском крае на регулируемом переезде столкнулись грузовой поезд и легковой автомобиль. Трое детей, находившихся в машине, погибли. Причина ДТП – выезд автомобиля на пути перед приближающимся поездом.

1 апреля в Ярославской области на регулируемом железнодорожном переезде между станциями Шушково и Берендеево водитель автобуса выехал на пути перед приближающимся пассажирским поездом Архангельск – Москва. Погибли водитель автобуса и шесть пассажиров.

30 мая на железнодорожном переезде между станциями Ачи и Манас в Карабудахкентском районе Дагестана водитель легкового автомобиля выехал на железнодорожный переезд перед приближающимся грузовым поездом. Погибли водитель и два пассажира.

9 июля в Запорожье, в районе села Новобогдановка столкнулись грузовой поезд и маршрутка, в которой находилось семь человек. Пять человек погибли.

17 июля на железнодорожном переезде станции «Дивенская» Ленинградской области водитель легкового автомобиля выехал на железнодорожный переезд при запрещающих показаниях светофора перед приближающимся пассажирским поездом «Ласточка» сообщением Санкт-Петербург – Псков. Погибли 4 человека, в том числе двое детей.

Сто аварий за полгода: ж/д переезды в России остаются небезопасными

29 июля на 185-м километре перегона Котельниково – Гремячий Волгоградской области водитель грузового автомобиля «Камаз» выехал на нерегулируемый железнодорожный переезд на запрещающий сигнал светофора и столкнулся с проходящим пассажирским поездом Казань – Адлер. 8 из 20 вагонов поезда сошли с рельсов. В поезде ехали 956 пассажиров. Серьезные травмы получили водитель грузовой машины, помощник машиниста и 54-летняя женщина. Из 140 пострадавших 20 человек оказались в больнице.

Сто аварий за полгода: ж/д переезды в России остаются небезопасными

2 августа пассажирский поезд сообщением Новый Уренгой — Москва стoлкнулся с грузовиком на перегoне Европейская — Усть-Тискос в Пермском крае. Водитель выехал на железнодорожные пути вне переезда перед приближающимся поездом. Пoстрадал водитель грузовика. Пoвреждения получили внешние элементы локомотива, машину зажало под электровозом. 

Сто аварий за полгода: ж/д переезды в России остаются небезопасными

В 2023 году на ж/д переездах произошло пять крупных аварий, следует из хроники  РИА Новости. А всего в прошлом году на переездах случилось 244 аварии, погибли 54 человека.  Количество ДТП на переездах по сравнению с 2022 годом возросло на 12%. Как видим, 2024 год еще не закончен, а налицо уже 7 крупных аварий.

Во всех случаях машинисты применяли экстренное торможение, но столкновений избежать не удалось: электрички и поезда идут с большой скоростью, и даже при применении всех средств экстренного торможения тормозной путь поезда составляет 1,5 – 2 тысячи метров. 

Кто виноват?

Железнодорожных переездов в России, по оценкам независимых экспертов, около 29 тысяч. 11 тысяч из них принадлежат РЖД, 18 тысяч, по оценке ассоциации «Промжелдортранс», – промышленным предприятиям железнодорожного транспорта. 90% этих переездов – без шлагбаумов, то есть необорудованные.

При этом РЖД называет основной причиной аварий на переездах несоблюдение ПДД водителями автотранспортных средств.

90% ДТП на переездах за 6 месяцев 2024 года произошли из-за выезда автомобиля на переезд при запрещающем сигнале, сообщает телеграм-канал РЖД.

Еще в 6% случаев водители автомобилей объезжали закрытый шлагбаум. И только 4% — это аварии по причине поломки автомобиля на переезде.

По этой статистике косвенно можно понять, какие из переездов при авариях были регулируемыми, какие – нет. Выезд автомобиля на переезд при красном сигнале светофора возможен, как правило, при отсутствии шлагбаума. А значит, именно на нерегулируемых переездах, где нет шлагбаумов, и происходит 90% ДТП.

Сто аварий за полгода: ж/д переезды в России остаются небезопасными
Переезд в Ленинградской области, где произошла авария с «Ласточкой». Фото: Северо-Западная транспортная прокуратура

В РЖД уже есть перечень переездов с повышенным риском опасности, где зафиксировано пять и более случаев экстренного торможения в течение года, рассказал глава Дирекции тяги РЖД Дмитрий Пегов в недавнем интервью газете «Гудок».

Также выделен 31 переезд, где машинисты применяли экстренное торможение более двух раз. По словам Пегова, списки направили в Центральную дирекцию инфраструктуры, где должны принять меры против несанкционированного выезда автотранспорта на переезды.

В частности, для повышения бдительности водителей Дирекция тяги рекомендует в 2024 – 2025 годах перестроить аварийно опасные участки автодорог перед переездами и сделать их в виде S-образных кривых, а также оснастить «лежачими полицейскими», соответствующими дорожными знаками и горизонтальной разметкой.

В середине февраля руководство РЖД направило в правительство предложение привлекать к уголовной ответственности водителей за столкновение с поездом на переезде, вне зависимости от тяжести последствий, пишет «Коммерсантъ».

Если инициатива будет принята, за ДТП на переезде можно будет получить наказание вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет. Сейчас максимальное наказание — лишение прав на срок до полугода либо штраф 5 тысяч рублей.

Сто аварий за полгода: ж/д переезды в России остаются небезопасными

В РЖД предлагают также сделать количество ДТП на переездах критерием эффективности работы глав администраций муниципальных образований: именно местные администрации, по мнению РЖД, в первую очередь несут ответственность за необорудованный ж/д переезд.

Переезды вне закона

Как всегда, власти реагируют на ту или иную проблему, когда количество переходит в качество. После очередной громкой ж/д аварии, как правило, начинают принимать громкие меры, информация о которых постепенно сходит на нет. И все остается по-старому.

Так произошло и с ж/д переездами. Проблемой ж/д переездов в стране системно никто не занимался, пока не случилось тяжелого ДТП во Владимирской области: 6 октября 2017 года на ж/д переезде заглох автобус, в результате столкновения с поездом погибло 19 человек. В тот же день комитет Госдумы по транспорту предложил сделать двухуровневыми все железнодорожные переезды, где не менее трёх раз в час проходят поезда, писало издание Vgudok.

Для этого к 2019 году решено было разработать программу по строительству развязок на пересечении с железной дорогой. Полтора месяца спустя в Госдуме заговорили о необходимости создать в январе 2018 года рабочую группу, которая займётся вопросом совершенствования железнодорожных переездов.

Тогда же депутаты рекомендовали Министерству транспорта РФ и РЖД разработать программу по ликвидации железнодорожных переездов, которые пересекают автомобильные дороги, и по строительству на их местах автомобильных путепроводов.

Но программу так и не создали, а инициативу реализовали лишь точечно. Например, в Подмосковье: там в 2024 году достроят и откроют пять новых путепроводов (в том числе в Аникеевке и Опалихе), цитирует «Коммерсант» главу Комитета по транспорту Госдумы Евгения Москвичева.

По его словам, проекты путепроводов в Мордовии, Свердловской, Амурской, Ярославской, Тамбовской, Самарской и других областях заложены также в правительственном пятилетнем плане дорожной деятельности до 2028 года.

Спасительный шлагбаум

Мировой опыт в организации ж/д переездов говорит: полностью обеспечить безопасность возможно только разведением железной и автомобильной дорог по разным уровням, пишет в своем телеграм-канале Андрей Мухортиков, начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ЦОДД.

Но одноуровневых переездов в России – тысячи, оборудовать их путепроводами стоит огромных денег: постройка одного путепровода может стоить от 2 до 5 млрд рублей. Поэтому вряд ли можно всерьез говорить об их массовой постройке в ближайшие годы.

Сто аварий за полгода: ж/д переезды в России остаются небезопасными

Остается ставить шлагбаумы, которые, по данным Мухортикова, снижают риск ДТП на переезде в 15-20 раз. Однако и со шлагбаумами дело движется медленно: в год ими оборудуются 20-30 переездов, констатирует эксперт, «такими темпами работы еще лет на 200».

Проблема усугубляется тем, что часто найти собственника ж/д переезда очень трудно: по закону, сами ж/д пути, асфальт между ними и 10 метров от края путей принадлежат владельцу путей и должны содержаться и ремонтироваться им же, говорит эксперт. Но никакого единого реестра переездов и их владельцев нет, куда обращаться за ремонтом, не всегда известно.

Переезды, которые принадлежат РЖД, компания мечтает сбросить с баланса, добавляет Мухортиков: для нее они – обуза, поэтому РЖД активно избавляется от переездов, закрывая их. В результате растет нагрузка на существующие переезды и, соответственно, их износ.

Сделайте, как в Англии

По-видимому, единственный выход из ситуации – инвентаризация всех ж/д переходов и договоренность государства и РЖД о том, как совместно обеспечить их безопасную работу.

Нам есть с кого брать пример: самые безопасные в мире переезды построили в Англии, пишет «Журнал железнодорожного архитектора». Там шлагбаумы перекрывают всю проезжую часть, а еще на них опускаются так называемые фартуки, которые исключают возможность подлезания под шлагбаум или его сноса автомобилем.

Сто аварий за полгода: ж/д переезды в России остаются небезопасными

Кроме того, на всех переездах установлены калитки и вызывные телефоны: там основной группой риска на переездах являются не автомобилисты, а пешеходы. В результате Великобритания по безопасности железнодорожных переездов занимает первое место в мире — вместе со Швейцарией.

Ну а пока ничего подобного в России нет, остается заботиться о своей и чужой безопасности самим. Причем не только на нерегулируемых переездах, но и там, где есть светофоры и шлагбаумы.

 «Доверяй, но проверяй», – предостерегает глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский. «Даже если шлагбаум открыт, а светофор выключен – все равно притормаживайте перед ж/д переездом. Ошибка дежурного может стоить вам жизни, а рано или поздно ошибаются все люди. Едете по главной – притормозите и осмотритесь, вдруг кто-то несется. Едете на зеленый – все равно посмотрите по сторонам, ведь светофор не гарантирует 100% безопасность».

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Валерий

    Постройка путепроводов над всеми переездами — это не более 50 триллионов рублей.

    То есть расходы на коренную реконструкцию с заделом на сто лет равны стоимости и издержкам одной СВО.

    Каждый год на автодороги тратится 5-10 триллионов рублей. Но среди этих денег нет ни рубля на замену переездов. Если из этих денег выделить 1 триллон в год, то через 50 лет проблема будет решена.

    Лежачие полицейские и S-образные кривые на подходе к переезду запрещены ГАИ. Это сделано специально, чтобы не мешать автомобилистам газовать. Ведь начальство ездит не на электричках и плацкарте, а на лексусах. Вообще удивмтельно, что в нашей начальстволюбивой стране приоретет у поезда. Но это пока. Скоро всё изменится и пассажирские поезда будут обязаны пропускать как минимум начальственные кортежи.

    Ответить