«Куренок» и «Тимоня» выходят на маршрут: в Курске перезапустили трамвайную систему

Блог

Курский трамвай умирал и возрождался трижды. В его истории было всякое: взлеты и падения, страшные катастрофы и необычные вагоны-кафе для водителей. Несколько лет назад казалось, что трамвай будет закрыт, но 1 марта в городе запустили обновленный первый маршрут. Событие анонсировал сам губернатор, назвав его «историческим моментом для Курска и области».

«Куренок» и «Тимоня» выходят на маршрут: в Курске перезапустили трамвайную систему

Рожденный трижды

Старожилы Курска скажут: представить себе историю города без трамвая невозможно. Курская трамвайная система – одна из старейших в России (наряду с нижегородской, калининградской и орловской). И появилась она на год раньше, чем в Москве. Ее спроектировал московский инженер путей сообщения Иван Лихачев, а финансированием строительства занималось бельгийское анонимное общество «Курский трамвай». Запустили трамвай 30 апреля 1898 года. Основой подвижного состава были моторные вагоны бельгийского производства.

«Куренок» и «Тимоня» выходят на маршрут: в Курске перезапустили трамвайную систему

Настоящий расцвет трамвайного движения в городе случился в 30-х годах ХХ века: было построено Северное депо и две новые линии. Их проложили к промышленным предприятиям, на которых работали многие горожане, – кожзавод и мясокомбинат. Второе рождение курский трамвай пережил в 1943 году. За время оккупации из 29,5 км трамвайных путей было разрушено 16,6 км. Отступая, фашисты вывезли оставшиеся рельсы и контактную сеть. Поэтому восстанавливали ее практически с нуля, героическими усилиями горожан. К 1949 году линии восстановили, а маршруты удлинили. Правда, в спешке позабыли о безопасности: в 1947 году в Курске произошла трагедия, потрясшая горожан.

На линии был опасный участок – резкий поворот перед Кировским мостом и крутой спуск к нему. Не однажды на нем создавались аварийные ситуации, но власти ничего не предпринимали. 6 ноября 1947 года трамвай, шедший от площади Перекальского, неожиданно покатился вниз на большой скорости. Позже выяснят, что в трамвайной сети упало напряжение, а девушка-вагоновожатая не смогла применить ручной тормоз. Трамвай не вписался в резкий поворот, пробил ограду моста и упал в реку. Часть пассажиров успела выпрыгнуть на ходу, благо двери открывались изнутри салона вручную. Но восемь человек погибли, 30 получили ранения…

С тех пор вплоть до 90-х годов на опасном участке дежурил специалист, проверявший у трамваев тормозную систему.

Депо всем миром и трамвай-кафе

Курск – крупный промышленный центр, а потому в 1950-е годы трамвайные линии здесь активно строили в направлении действующих предприятий (РТИ, аккумуляторного завода, завода тракторных запчастей, завода синтетического волокна).

Но в начале 1970-х в жизни курского трамвая наступила черная полоса. Летом 1972 года трамвайные пути на улице Ленина признали аварийными. Горсовет постановил убрать трамвайное движение с главной улицы, сославшись на необходимость реконструкции городских коммуникаций, находящихся под рельсами. В 1973 году за одну ночь был уничтожен главный и самый популярный участок трамвайной линии на улице Ленина. Самое печальное, что никакой реконструкции коммуникаций так и не произошло: просто трамвай на центральной улице кому-то помешал.

«Куренок» и «Тимоня» выходят на маршрут: в Курске перезапустили трамвайную систему

К тому времени, судя по отчетам, все шесть курских трамвайных маршрутов уже были нерентабельными. К началу 1980-х в Курске было уже восемь трамвайных маршрутов и два депо, которые эти трамваи не вмещали. Старые вагоны начали разваливаться, руководство трамвайно-троллейбусного управления отправили в отставку.

Москва поставила условие Курску: он строит новое депо, она поставляет ему новые трамваи. Восточное депо строили всем Курском, привлекая служащих, студентов и даже школьников. В 1987 году его торжественно открыли, а в город прибыли 40 чешских трамваев «Татра-3М»: 20 как подарок, еще 20 – по очень никой цене.

«Куренок» и «Тимоня» выходят на маршрут: в Курске перезапустили трамвайную систему
Фото: Shiva16 / wikimedia

Куряне – изобретательный народ: из двух списанных трамваев Татра-3 они сделали передвижные кафе для водителей. Часть сидений убрали, часть развернули, между ними установили столики, а кабину водителя отделили от салона прилавком и превратили в раздаточный пункт. Эти кафе курсировали между конечными станциями и за смену кормили 40-45 водителей и кондукторов. Причем в роли раздатчика блюд, нарезчика хлеба и посудомойки выступали сами водители вагонов-кафе. Но общепит-трамваи вскоре были поставлены в депо на вечную стоянку: их сменили обычные столовые.

«Куренок» и «Тимоня» выходят на маршрут: в Курске перезапустили трамвайную систему
«Куренок» и «Тимоня» выходят на маршрут: в Курске перезапустили трамвайную систему

Начиная с 90-х курский трамвай снова стал ветшать и постепенно умирать. В октябре 2004 город отказался от линии по улице Дзержинского. В 2005 закрыли Южное депо, в 2012 – Северное, в 2016 – 2018 исчезли несколько популярных маршрутов. Пошли разговоры о том, чтобы вообще убрать трамваи с улиц города и заменить их автобусами и троллейбусами.

Но в 2021 году в жизни курского трамвая вновь забрезжил рассвет.

«Еще пару лет назад казалось, что дни курского трамвая сочтены»

«Когда я приехал работать в Курскую область, увидел систему общественного транспорта в плачевном состоянии, – пишет на своей странице ВКонтакте Роман Старовойт, губернатор Курской области. – Конечно, это касалось и трамвая: разбитые пути, ветхие депо, остановки и инфраструктура, не соответствующий современным требованиям подвижной состав. Все это было необходимо или убирать, или полностью обновлять».

После обсуждения вопроса с горожанами трамвай было решено сохранить. В 2022 году администрация Курской области подписала концессионное соглашение с компанией «Мовиста Регионы Курск» сроком на 25 лет о модернизации городского электротранспорта. По этому соглашению город отдал компании всю трамвайную инфраструктуру Курска для ее реконструкции.

Поясним: концессия – это когда государство на время уступает частному предприятию (концессионеру) право использования какого-либо государственного ресурса (в данном случае транспортной системы). Выгоду получают обе стороны: в случае с трамваями компания «Мовиста» тратит свои средства на ремонт трамвайного хозяйства и закупку новых трамваев (тут выгода государства), а потом получает прибыль за его обслуживание (выгода «Мовисты»).

«Куренок» и «Тимоня» выходят на маршрут: в Курске перезапустили трамвайную систему
РИА Новости

Но не все так просто. «Мовиста» одна бы не справилась. Общая стоимость проекта развития электротранспорта Курска – 12,9 млрд рублей. Это огромные деньги, часть из которых – 8,2 млрд – «Мовисте» пришлось взять в кредит у госкорпорации развития ВЭБ.РФ. Это стало возможным в рамках новой федеральной программы модернизации городского электротранспорта.

Как пишет РИА Новости, городу требуется полная замена рельсового и сетевого хозяйства, трамвайного депо и подвижного состава. В рамках модернизации предстоит обновить 42,6 км трамвайных путей, реконструировать восемь тяговых подстанций и депо. Уже закуплены 22 односекционных трамвая «Львенок». По оценке экспертов, после начала эксплуатации трамвайными маршрутами смогут воспользоваться в среднем 8,5 миллиона человек в год.

«Куренок» и «Тимоня» выходят на маршрут: в Курске перезапустили трамвайную систему

А пока – первые результаты: с 1 марта по новому маршруту №1 (ЗАО «КПК» — Хлебозавод) запущены новые вагоны «Львенок». Каждому вагону жители города придумали название: самое смешное из них – «Куренок», а есть еще «Соловей», «Тимоня», «Ветерок», «В честь курских бойцов на передовой», «Ермошка», «Львенок Первых», «Петрович».

«Наш трамвай перерождается. Очень круто!»

Курянам новые трамваи очень нравятся.

«Бесподобно. Очень удобный, красивый. Такие замызганные ходили. А сейчас одно удовольствие садиться в такой трамвай», – цитирует РИА «Курск» одну из первых пассажирок.

«В удивительное время мы все же живем, – пишет житель Курска Игорь Гуляев в комментариях под сообщением губернатора. – Еще пару лет назад казалось, что дни курского трамвая сочтены. У региона нет денег, чтобы закупить новые вагоны и заново переложить трамвайные пути. Это реально очень дорого. Но вот сегодня все мы стали свидетелями того, как наш трамвай перерождается и новые вагоны идут по новым рельсам. Очень круто!»

«Спасибо огромное, что не дали курскому трамваю кануть в лету!» – благодарит Софья Хахулина.

«Куренок» и «Тимоня» выходят на маршрут: в Курске перезапустили трамвайную систему

Горожанам не терпится увидеть новые трамваи во всех районах:

«Ждём реконструкции оставшихся маршрутов и прокладки новых в новые и современные районы! – добавляет Андрей Глебов. – Жители «спальников» нуждаются в трамваях. Автобусы не справляются с нагрузкой, нужен транспорт вместительнее».

Опыт Курска, который одним из первых регионов вступил в программу модернизации электротранспорта, покажет, насколько механизм концессии состоятелен. Процесс пока только начался…

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий