Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов

Блог

Первый шок я испытал, когда пришел на вокзал Подгорицы. Я даже не поверил, что это главный вокзал столицы Черногории. Но оказалось, что вокзал – это еще не все. Через несколько минут подъехала электричка. Это был разрисованный граффити электропоезд Эр-31 производства 1980-х годов. Вот где настоящее ретро!

Железные дороги в Черногории производят максимально противоречивое впечатление. С одной стороны, они восхищают своими видами, которые открываются из окон. С другой стороны, расстраивают нищетой станций и подвижного состава и полным несоблюдением расписания движения поездов.

Как устроены железные дороги в Черногории

В Черногории всего две железнодорожные линии.

Одна идет с побережья от города Бар через столицу – Подгорицу – к сербской границе и далее в Сербию. Вторая линия – ответвление от Подгорицы на Никшич – второй по численности город Черногории.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов
Карта железных дорог Черногории. Источник: Wikimedia / Arbalete

Перевозчик в Черногории называется ŽPCG, что расшифровывается как Željeznički prevoz Crne Gore или Железнодорожный перевозчик Черногории.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов

В Черногории есть один международный поезд дальнего следования. Он идет по маршруту Бар – Подгорица – Белград – Земун (Земун – это пригород Белграда). Это ночной поезд с сидячими, купейными вагонами и СВ, а также вагоном автомобилевозом. Летом по этому же маршруту ходит еще и дневной поезд из сидячих вагонов.

Все остальное – пригородные поезда. Как я уже написал выше, поезда почти не приходят по расписанию, но сильно (на несколько часов) опоздать может только международный поезд. Обычные пригородные поезда, как правило, едут все же с небольшим опозданием (от 15 минут до часа).

Сами станции выглядят довольно убого. Это, например, вокзал Подгорицы.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов
Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов

Здесь есть памятник узкоколейному паровозу.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов

А это – платформа Аэродром. Она находится в 500 метрах от аэропорта Подгорица – главного в стране.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов
Остановочный пункт Аэродром в Черногории. Фото: wikimapia / makliemur

Эр-31

Электрички Эр-31 производились на Рижском вагоностроительном заводе в 1980-е годы и поставлялись в Югославию. Сейчас они активно эксплуатируются в Сербии и Черногории.

Электропоезда Эр-31 курсируют по маршруту Бар – Подгорица.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов
Электропоезд ЭР-31 сообщением Бар – Подгорица на станции Подгорица в Черногории

Главное отличие таких электричек от привычных российских электропоездов – наличие среднего тамбура, через который и производится посадка и высадка пассажиров.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов
Электропоезд Эр-31 в Белграде. Фото 2021 года

Средний тамбур разбивает вагон на два небольших салона. Сиденья здесь – комфортабельные, с высокими спинками, как в междугородних автобусах.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов
Салон электропоезда Эр-31 в Черногории

Благодаря таким сиденьям внутри ехать максимально комфортно – лучше, чем в новых «Ласточках» или «Иволгах» в России.

CAF

В 2011 году Черногория закупила три электрички Civity испанского производителя CAF.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов

«Эти поезда состоят из трех вагонов и вмещают 165 человек. Они обслуживают северо-западную линию, которая проходит от Подгорицы до Никшича, и была восстановлена для высоких скоростей и электрифицирована на 25 кВ», – говорится на сайте производителя.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов

Поезда Civity – низкопольные, в вагонах есть туалеты.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов

Я не ездил на таком поезде, но зашел в него и сделал несколько фотографий, пока шла посадка на вокзале в Подгорице. Изнутри – приятная европейская электрички. Снаружи граффитисты, увы, не пощадили и этот поезд. Все непотребно расписано граффити.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов
Два электропоезда Civity на станции Подгорица

«Как “Невский экспресс”»

Самый длинный и самый живописный черногорский маршрут – это поезд из Бара в Биело Поле через Подгорицу. Это поезд пересекает почти всю страну от побережья на юге до сербской границы на севере и проходит по одной самых живописных железных дорог Европы.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов
Электровоз 461 с составом поезда Биело Поле – Бар

В качестве подвижного состава здесь используются локомотивы с сидячими вагонами, которые часто называют «европейской сидячкой» из-за того, что в Европе очень часто можно встретить в вагонах подобную компоновку мест – купе с шестью сидячими креслами напротив друг друга. В России аналогичные вагоны можно найти в составе поезда «Невский экспресс», а также скорого поезда №119/120 Москва – Саранск.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов

Часть вагонов, судя по их внутреннему состоянию, не видела ремонта примерно никогда. В таких вагонах открываются окна и можно проветривать, что актуально, учитывая, что в Черногории не заморачиваются и курят прямо в вагонах, не выходя даже в тамбуры. Есть вагоны с кондиционерами и более современной «начинкой». Там по российской традиции окна не открываются.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов

Если честно не знаю, где и когда произвели эти вагоны, но в югославском фильме «Красота порока» 1986 года, где периодически показывают железнодорожные станции Черногории, эти вагоны уже фигурируют.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов
Железные дороги Черногории. Фрагмент фильма «Красота порока», 1986
Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов
Железные дороги Черногории. Фрагмент фильма «Красота порока», 1986 года

Билеты

При покупке билета в кассе здесь выдают настоящий бланк по форме с указанием номера поезда и времени отправления, но без указания мест.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов
Бланк билета в Черногории

При покупке билета в вагоне выдают квитанцию, заполненную от руки.

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов
Квитанция об оплате за проезд в пригородном поезде в Черногории
Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий