В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза

Музеи
Как собиралась коллекция раритетных трамваев в Москве, почему музей городского транспорта проработал всего два года на рубеже веков и что угрожает экспонатам сегодня

Над московскими ретротрамваями нависла угроза. Столица России – город, где нет музея общественного транспорта. В апреле 2022 года традиционный парад трамваев в Москве прошел измененным маршрутом – в районе ВДНХ и Останкина вместо центра города. В нем были представлены всего восемь вагонов, а не 16, как в прошлые годы. После парада вагоны были выставлены в депо имени Баумана на Сельскохозяйственной улице, где более 20 лет назад работал музей городского транспорта.

Об истории экспозиции московского музея городского транспорта рассказал основатель Музея трамвая в Коломне и бывший главный редактор журнала «Железнодорожное дело» Андрей Мясников.

– Андрей, как Вы оцениваете прошедший в апреле 2022 года парад?

 – С одной стороны обидно, что не показали знаковые вагоны – конку или «Татру Т3» первого выпуска – двухдверную с лобовым стеклом, состоящим из двух частей. С другой стороны, впервые показали вагон КТМ71-608КМ и заявлено, что это один из первых трех вагонов, которые были поставлены в Москву. И хорошо, что после парада людей пустили на территорию трамвайного депо, где они смогли увидеть экспонаты музея.

В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза
Вагон КТМ71-608КМ на параде трамваев в Москве в 2022 году. Фото Михаила Кученева

 – Когда Вы упоминаете музей, Вы, очевидно, имеете в виду музей городского транспорта Москвы. Когда начала формироваться его коллекция?

– К середине 1980-х годов среди любителей техники установилось понимание, что необходимо сохранять старинные образцы. Однако чиновники этого не понимали и на весь СССР я знаю только два положительных примера – в Риге был отреставрирован трамвайный вагон фирмы «Феникс», а в Ленинграде была сделана неплохая реплика вагона фирмы «Бреш», который ходил по городу как туристический.

Наибольший вклад в создание коллекции тогда внес молодой любитель транспорта Владислав Карганов. Он устроился работать в Мосгортранс, в отдел социальной защиты, с условием, что один день в неделю будет посвящать сбору экспонатов будущего музея городского транспорта. Тогдашний руководитель Мосгортранса Александр Ульянов во всем его поддерживал, и именно тогда начался сбор первых экспонатов.

В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза
Владислав Карганов. Полный сил и энергии первый директор Музея. 2000 г. Фото Андрея Мясникова

 – Какие экспонаты из числа трамваев пополнили коллекцию будущего музея первыми?

 – Среди трамваев это были вагоны КМ и КП, они были действующими, работали как путеизмерительный состав и до начала 1990-х годов их можно было встретить на московских улицах. Сохранилось несколько вагонов МТВ-82. В депо Апакова нашли «Татру Т2». Там же обнаружили шасси московской конки, которое использовалось в качестве вышки для мытья крышевого остекления депо. Ей к тому моменту было уже почти 100 лет. Потом Владислав стал пробивать возможность ремонта этих вагонов. Первым был приведен в хорошее состояние именно вагон КМ и потом где-то одну-две единицы транспорта в год стали ремонтировать.

В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза
Территория Музея пассажирского транспорта. На переднем плане – один из первых
экспонатов, трамвайный поезд из вагонов КМ и КП. 2000 г. Фото Андрея Мясникова

Монорельс против музея

 – При каких обстоятельствах музей городского транспорта был открыт?

 – К 1999 году у Мосгортранса сложилась неплохая коллекция, которая содержала ряд трамвайных вагонов, троллейбусов и автобусов, и было решено открыть музей как постоянно действующую экспозицию. Под нее была выделена часть трамвайного депо имени Баумана на Сельскохозяйственной улице, недалеко от скульптуры «Рабочий и колхозница».

В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза
Парадная вывеска. Тогда казалось, что Музей основан на века… 2000 г. Фото Андрея Мясникова

Экспозиция находилась под открытым небом – это не очень хорошо для ее сохранности, но тем не менее, это был прорыв. Музею выделили небольшое здание бывшего конечного пункта, там разместились кассовые аппараты, старинные билеты, фотографии. Директором музея стал Владислав Карганов, его заместителем – другой любитель городского транспорта Михаил Егоров.

В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза
Здание Музея. 2000 г. Фото Андрея Мясникова
В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза
Колонна трамваев и вереница безрельсовой техники: автобусов, троллейбусов и
служебных автомобилей. Можно было прийти и посмотреть. Каждый день! 2000 г. Фото Андрея Мясникова

– Но потом тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков решил построить монорельс?

 – Да, и на территории музея возникло депо монорельса, как теперь оказалось – никому ненужного. Кажется, музей проработал всего два года и все экспонаты были обратно розданы по разным паркам и депо. Одновременно с этим было значительно сокращено финансирование на приведение в порядок новых экспонатов. Если во время музея удавалось ремонтировать по несколько экспонатов в год, то затем удавалось ремонтировать всего по одному экспонату в несколько лет.

В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза
Одна из площадок ещё неотреставрированной техники. Большинство будущих экспонатов
Музея прибывало в него в состоянии «плохо» или «очень плохо». 2000 г. Фото Андрея Мясникова

Четыре упущенных возможности

 – Музею предложили новое место?

 – Да, в Москве музею стали упорно предлагать площадку в Строгине рядом с новой территорией Краснопресненского трамвайного депо. Это депо было перенесено в Строгино после того, как было прекращено трамвайное движение по Ленинградскому проспекту и по улице 1905 года. Если бы музей там появился, то, чтобы добраться до него, нужно было бы доехать до метро Щукинская, затем долго ехать на трамвае, а потом еще минут 15-20 от конечной остановки идти пешком. Вот такая локация.

Обычной мировой практикой является размещение музея городского транспорта на территории старинных депо, автобусных или троллейбусных парков, расположенных в центре города. Таким образом сохраняется не только транспорт, но и старинное архитектурное сооружение. Например, такие музеи есть в Праге, Вене и даже в Петербурге, где под музей городского транспорта отдана часть Василеостровского трамвайного парка. Естественно, ни сообщество, ни непосредственные руководители музея Карганов и Егоров локацию в Строгине принимать не хотели, потому что считали, что есть места лучше.

В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза
Музей транспорта в Вене. Фото: wikimedia

– Например?

– За последние годы было упущено как минимум четыре возможности открыть музей в историческом здании в центре Москвы.

Первая – это освободившееся трамвайное депо на Красной Пресне в здании начала 20 века. Но оно было отдано под троллейбусный парк.

Вторая возможность была упущена, когда бывший Бахметьевский автобусный парк на улице Образцова был передан под Еврейский музей и Центр толерантности. Скажу честно, что я ничего не имею против Еврейского музея и Центра толерантности, но почему в автобусном парке? Это тоже очень интересное здание постройки середины 1920-х годов, выполненное в стиле конструктивизма.

В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза
Фото: wikimedia

Третья возможность была упущена, когда на Лесной улице закрывали троллейбусный парк имени Щепетильникова, который ранее тоже был трамвайным депо, еще дореволюционным. Это депо хотели вообще снести, так как это практически центр Москвы, недалеко от Тверской улицы. Но, слава Богу, это были те времена, когда слово общественности еще что-то значило и, по крайней мере, сооружения отстояли. Однако там сделали развлекательный комплекс, фудкорты.

Наконец, была еще одна четвертая возможность, когда речь шла о том, что от Чертановской улицы в Бирюлево будет построена новая скоростная линия трамвая, а в самом Бирюлеве организуют новое депо, освободив историческое здание депо Апакова. Но что-то пошло не так и трамваи в Бирюлево решили не переводить, а трамвайный парк имени Апакова реконструировать. Если вы сейчас подойдете к одной из проходных, то увидите, что от парка ничего не осталось кроме задней стены.

В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза
«Очень глубокая реконструкция» трамвайного депо имени Апакова. От исторического здания осталась только задняя стена. 2021 год. Фото Андрея Мясникова

– Где еще в России есть музеи городского транспорта, где можно увидеть вагоны трамваев?

 – Самый шикарный музей – это уже упомянутый музей в Петербурге. Там очень внушительная коллекция, которая включает 22 трамвайных вагона.

В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза
Музей электрического транспорта в Петербурге. Фото: Dinamik / wikimedia

Еще старые трамвайные вагоны можно посмотреть в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, но и там, и там это ведомственные музеи на территории депо, поэтому посетить их можно только в будни дни, что очень неудобно туристам. В Екатеринбурге сохранились единственный в нашей стране сочлененный чешский трамвай типа К2.

В Нижнем Новгороде сохранился единственный из нескольких построенных трамваев типа РВЗ7 – это была опытная партия производства Рижского завода в конце 80-х. Но ни один музей городского транспорта по статусу не является музеем. Экспонаты не имеют охранного статуса и, если кому-то из руководства предприятий придет в голову его закрыть, то никто не сможет ему помешать.

Туманное будущее московской коллекции

 – Что теперь ожидает музей в Москве?

 – Несколько лет назад руководство музея было сменено. Истинные энтузиасты Карганов и Егоров были уволены. Директором музеем стал совсем другой человек, действия которого мне не понятны. Сейчас по тем отрывочным данным, которые до меня доходят, речь идет о том, что единая экспозиция будет раздроблена на несколько. Какие-то вагоны уйдут в музей, который создается в гараже Мельникова, рядом с Казанским вокзалом.

Сотрудники новоявленного музея заявляют, что хотят забрать себе вагон конки, вагоны Ф и БФ, трамваи МТВ-82 и Тatra T3SU. Причем, судя по всему, эти трамваи там будут «замурованы» уже навсегда и не смогут выезжать на трамвайную сеть и принимать участие в парадах.

В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза
Уникальный двухдверный трамвайный вагон Татра Т3SU, 2010 год. Музея уже нет и теперь он
участник однодневной экспозиции. На заднем плане – бывшее здание Музея, ставшее
проходной депо монорельса. Фото Андрея Мясникова

– А что с реставрацией вагонов? Она продолжается?

– Это еще один большой вопрос! Предпоследними были отреставрированы вагоны КТМ и КТП пять или шесть лет назад. Они были привезены из Тулы, где находились как памятники.

В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза
2000 год: трамвайный поезд из вагонов КТМ-1 и КТП-1, недавно привезенный из Тулы. Сейчас
сверкает хромом как Тульский самовар! Фото Андрея Мясникова

А последним вагоном стала так называемая реплика вагона С – это прицепной двухосный вагон производства СВАРЗовского завода, который работал с самыми разными моторными вагонами, преимущественно в послевоенные годы в Москве. В свое время из Коломны был спасен вагон такого типа, но он находится в очень плохом состоянии и стоит на одной из площадкой хранения городского транспорта.

Но была сделана реплика на базе еще одного вагона типа КТП. Получилось неплохо, но рама вагона КТП была шире и за счет этого воссозданный на этой раме вагон получился непропорционально широким. Тем, кто знает, как должен выглядеть настоящий вагон С, это режет глаз. Но для не очень взыскательной публики, которая приходит на парады, вполне «прокатывает» и такой экспонат.

В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза
Оригинальный вагон типа С. Он приехал из Коломны. Позже было принято
сомнительное решение не восстанавливать оригинал, а сделать его реплику. Недавно настоящий вагон был порезан в металлолом. 2007 г. Фото Андрея Мясникова

– Есть еще что спасать из техники?

– Да, например, вагон Татра КТ8D5. Это опытный вагон конца 1980-х годов. Он некоторое время работал в трамвайном депо имени Апакова, которое очень любило «Татры». Но Москве такой вагон был не нужен, потому что он был двухсторонний. У него было две кабины управления и выходы на две стороны. Его было решено передать в Волгоград для работы на скоростной линии. Несколько лет назад, когда восстанавливали движение на Лесной улице и планировали восстановить движение на Трифоновской улице, московский трамвайно-ремонтный завод реконструировал достаточно большое количество вагонов типа «Татра Т3», сделав возможность выхода на обе стороны.

В Москве с конца 80-х годов спасают старые трамваи, но теперь над ними нависла угроза
Трамвайный вагон Татра KT8D5 на конечной остановке «Ул. Академика Янгеля» в Москве. 1989 год. Фото Андрея Мясникова

Но на Трифоновской улице движение так и не запустили, а у Белорусского вокзала построили разворотное кольцо, так что такие вагоны оказались не нужны. Тогда их передали в Волгоград, а Волгоград вернул в Москву вагон КТ8D5. Сейчас этот вагон благополучно ржавеет на одной из площадок запасников музея городского транспорта. И что с ним будет дальше, я пока не знаю.

– Как, на Ваш взгляд, можно спасти коллекцию?

– Пока не поздно должно быть принято политическое решение на уровне руководства города о том, что музей городского транспорта должен быть единым, он должен быть в центре Москвы, под крышей и в историческом здании предприятия городского транспорта. Здание Щепетильниковского парка все еще можно передать музею.

К сожалению, пока ситуация абсолютно непонятна. Энтузиасты, которые собирали коллекцию, остались не у дел. Коллекция может быть раздроблена. Что станется с экспонатами, которые не попадут в музей у Казанского вокзала, неизвестно. А та часть коллекции, которая на данный момент не отреставрирована, и вовсе может быть уничтожена.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Илья

    Да, грустно всё это. Очень странное отношение властей города к сохранению истории…

    Ответить
  2. Виктор

    Как так можно относиться к нашей истории. Я ещё помню старые травмаи, автобусы, тролейбусы. Я бы очень хотел посетить такай музей, вспомнить детство

    Ответить