Екатеринбург – Верхняя Пышма: частный трамвай, который медленно идет в никуда

Новости

В феврале 2024 года СМИ сообщили, что в Верхней Пышме Свердловской области начали увольняться водители трамваев. Компания-перевозчик это опровергает. Но частный трамвай вызывает множество вопросов: и со стороны пассажиров, и со стороны транспортных экспертов.

Екатеринбург – Верхняя Пышма:  частный трамвай, который медленно идет в никуда

Чиновники обкатали

Трамвай в Верхней Пышме Свердловской области – явление примечательное: это первый в истории современной России междугородний трамвай. Он соединил Верхнюю Пышму – крупный металлургический центр – с Екатеринбургом. «Медная столица России» – так еще называют Верхнюю Пышму, население которой перевалило за 86 тысяч. Трамвая, соединяющего столицу Свердловской области и ее спутник, ждали много лет, с 2015 года. Но работы начались только в 2018 г., а открыли линию 31 августа 2022 г.

Церемония была громкой: по трамвайному маршруту Екатеринбург – Верхняя Пышма проехались губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, а вместе с ним десяток топ-чиновников, включая мэров обоих городов.

Через год Максим Коготков, генеральный директор ООО «Верхнепышминский трамвай», отчитался: новый маршрут, по его словам, в первый год показал впечатляющий результат – 1,2 млн поездок (цифры сопоставимы с населением Екатеринбурга и в 17 раз превышают население Верхней Пышмы). С начала 2023 года ежемесячный пассажиропоток вырос почти на 30%, утверждает Коготков, и продолжает расти. «Это значит, что трамвай зарекомендовал себя как комфортный и надежный вид общественного транспорта», – заключает гендиректор на сайте проекта.

Екатеринбург – Верхняя Пышма:  частный трамвай, который медленно идет в никуда
Фото салона трамвая «Львенок». Источник: vptram.ru

У пассажиров на этот счет, правда, другое мнение.

«Спасибо, что хоть не в лесу»

В Верхней Пышме у трамвая конечная остановка на самом въезде город, возле музея УГМК. Он не доезжает до большинства жилых кварталов, и это главное неудобсвто.

Несмотря на это, сразу после запуска трамвая с маршрута исчезли самые популярные автобусы. Возмущению жителей обоих городов не было предела: на автобусе люди доезжали из Верхней Пышмы до Екатеринбурга за полчаса, на трамвае – в часы пик – с учетом пересадок на метро и транспорт по Верхней Пышме – за полтора! Народ заподозрил власти в умышленном сокращении автотранспорта, с целью заполнить трамваи, пишет E1.

Сначала дефицит автобусов местные власти назвали временным и объяснили тем, что многие водители заболели ОРВИ. А недавно – с 18 ноября – уже откровенно отменили два популярных автобусных маршрута №108 и №111, которые напрямую связывали Верхнюю Пышму со Среднеуральском и Екатеринбургом.

Это вызвало бурю гнева у населения Верхней Пышмы: петицию о возвращении автобусов на маршруты подписали 12 тысяч человек, пишет «Уральский рабочий».

В результате в оставшихся автобусах происходит постоянная давка. Да и новые трамваи в часы пик ходят полные: «99% пассажиров едут от конечной до конечной, и сейчас в утреннее время с 07:00 до 08.00 и вечером он идет ПОЛНЫЙ, – пишет один из пассажиров на местном интернет-форуме. – Очень некомфортно начинать день с езды стоя в переполненном трамвае».

А еще верхнепышминский трамвай регулярно ломается. То контактная сеть обледенеет, то трамвай сойдет с рельсов, то встанет в дикой местности:  

«Каждый день студенты и работяги проходят квест под названием “Приедь домой, если сможешь!” – пишет местная жительница Юлия Пушкарева. – Сегодня трамвай в очередной раз встал между городами, спасибо что хоть не в лесу, но ведь в мороз и по темноте даже взрослому человеку тяжело сориентироваться и дойти до города, молчу уж про детей!!!».

Екатеринбург – Верхняя Пышма:  частный трамвай, который медленно идет в никуда

«Львенок» в кредит

Всего на маршруте Верхняя Пышма – Екатеринбург курсируют 11 трамваев. Довольно симпатичные низкопольные вагоны в красно-желто-черной гамме называются «Львенок» и выпущены московским предприятием «ПК Транспортные системы». В них есть кондиционеры, медиапанели и USB-розетки для зарядки мобильных устройств.

Линию в 18 км строили долго, причем строительство зависало несколько раз. В 2020 году власти решили отдать линию в концессию на 10 лет. С частной инициативой выступило ООО «Верхнепышминский трамвай».

Бизнес закупил трамваи, построил инфраструктуру и депо (правда, только через год после открытия линии). Так в России появился второй частный трамвай (первый – «Чижик» в Санкт-Петербурге – начал функционировать в 2018 году).

«Трамвайная концессия – это транспорт в кредит, – объясняет Аркадий Гершман, транспортный аналитик и урбанист. – Вы быстрее получаете услугу, но платите по итогу больше». По соглашению сторон, регион должен обеспечить инвестиционный платёж в 2,97 млрд руб. и эксплуатационный платёж в 1,99 млрд руб.

«И тут получается не очень хорошая ситуация, – анализирует Гершман. – Пока транспортная система самого Екатеринбурга перегружена и загибается, регион выделяет большие деньги на далеко не самую главную линию, которая пока идет через леса и частный сектор».

Комбо: мало, дорого, некомфортно

Транспортная система Екатеринбурга действительно в плачевном состоянии. Реформа, начатая 3 года назад, обернулась для жителей еще большими проблемами. Начался хаос. Еще три года назад было много удобных беспересадочных маршрутов, в транспорте обходилось без давки, а интервалы между автобусами были от 5 до 15 минут.

«Сначала исчезла часть маршрутов и пришлось ходить на остановки далеко от дома и ехать с пересадками, тратя больше времени, – пишет на форуме жительница Екатеринбурга. – Потом уменьшилось количество автобусов на маршрутах. А сейчас комбо. И мало, и долго, и некомфортно. Администрация хочет сказать, что за три года резко изменилась численность населения и дороги? Да просто поломали работающую систему».

«Ощущение что в Екатеринбурге миллионов 5 живёт, не меньше. Просто невозможно втиснуться ни в трамвай, ни в автобус», – свидетельствует подписчик телеграм-канала «Интересный Екатеринбург».

Вот и междугородный трамвай, вместо того чтобы решить проблему, ее усугубил.

А тут еще добавилась новая: водители верхнепышминских трамваев стали увольняться – из-за низких зарплат и несправедливого, на их взгляд, отношения руководства. Источник, связанный с перевозчиком, в разговоре с URA.RU связал эти события с приходом в частную организацию экс-менеджеров екатеринбургского «Гортранса». В самой компании эту информацию опровергли: там сообщили, что руководство осталось прежним, а водительский состав укомплектован на 100%.

Как бы то ни было, верхнепышминский трамвай есть. И многих он все же выручает. Не забудем также, что это экологически чистый вид транспорта. «Никто не спорит, что на новой линии полно косяков, но < важен> сам факт, что трамвайная линия построена и открылась!» – пишет екатеринбуржец Максим Кожин. По его мнению, если линия верхнепышминского трамвая будет продлена, это облегчит жизнь огромному количеству пассажиров. Важно, пишет аналитик, чтобы администрация прислушивалась к голосам горожан. И тогда Екатеринбург сможет претендовать на звание «Трамвайной столицы России».

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий