Красивые, но опасные: ретротрамваи в Петербурге сталкиваются с постоянными проблемами

Новости

Ретротрамвай «Довлатов» в Петербурге снова «засветился» в ДТП: его подвела интеллектуальная система управления. Красивые и «умные» ретротрамваи с самого начала работы регулярно становятся причинами аварий. Плохо показали они себя и в Нижнем Новгороде. Что с ними не так?

Трамвай без интеллекта

«»Умный» Довлатов сделал архивацию такси КИА на Садовой у Лебяжьей канавки», – так иронично отозвался петербургский паблик Мегаполис об аварии с участием трамвая. На фото – изрядно помятое трамваем такси. К счастью, удар пришелся на заднюю часть автомобиля, обошлось без жертв.  

Красивые, но опасные: ретротрамваи в Петербурге сталкиваются с постоянными проблемами

ДТП произошло из-за самопроизвольного отключения системы интеллектуальной помощи водителю, полагает телеграм-канал Vgudok.

Отчасти в этом оказался виновен водитель, который за полчаса до происшествия случайно отключил функцию заряда аккумуляторной батареи. От этой батареи питается интеллектуальная система помощи водителю.  Именно она должна остановить трамвай в случае опасности, если водитель по какой-то причине этого не сделал.

Но за несколько минут до ЧП батарея разрядилась, и «умная» система не сработала.

«Такие вот «интеллектуальные» и «нанотехнологичные» системы помощи водителю, – делает вывод Vgudok. – Не прокричали, не пропищали ему об отключении батареи. Почему вагон при разряде АБ становится неуправляемым – вопрос не к водителю и не к «умным» системам». Вопрос к их создателям.

Красивые, но опасные: ретротрамваи в Петербурге сталкиваются с постоянными проблемами
Трамвай «Довлатов»

Ретротрамваи – задумка красивая. Однако реализация ее оказалась не на высоте: стильные и обаятельные снаружи, технически ретро-трамваи оказались несовершенными.

Дорогой «Стиляга»

Первый трамвай в стиле ретро был собран на екатеринбургском «Уралтрансмаше» (входит в состав АО «Концерн «Уралвагонзавод») в конце августа 2023 года. После чего поехал в Петербург на испытания. Разработанный специально для города на Неве, он был назван в честь самого «петербургского» писателя – «Достоевский». В свой первый рейс по улицам города трамвай вышел в октябре 2023 года.

Второй ретротрамвай – «Довлатов» – названный именем петербургского писателя Сергея Довлатова, вышел в первый рейс 26 декабря. Он похож на «Достоевского», однако имеет не три, а две секции.

В ретро-дизайне вагонов прослеживаются черты знаменитой модели ЛМ-57 «Стиляга», которая выпускалась с 50-х годов, писало издание Фонтанка.ру. Цвет для вагонов выбирали голосованием, остановились на зеленом («Стиляга» тоже был зеленым). «Начинка» у ретровагонов, понятно, полностью современная.

Удовольствие в стиле «ретро» – не из дешевых. Петербургский «Горэлектротранс» в феврале 2022 года заключил контракт на поставку 12 двухсекционных трамваев «Довлатов» и 42 трехсекционных ретротрамваев «Достоевский» стоимостью почти 13 млрд рублей.

Соблазнился ретростилистикой и Нижний Новгород: почти за миллиард рублей (945,9 млн) город закупил в лизинг к своему 800-летию 11 ретро-трамваев у того же «Уралтрансмаша». К вопросу о тратах: на те же деньги можно купить 17 обычных трамваев, писала «Российская газета»

Суммы огромные, но, как окажется позже, ни в Петербурге, ни в Нижнем Новгороде такие капиталовложения не оправдались.

Умные, да не очень

Ретротрамваи называют «умными», поскольку они оснащены системой интеллектуальной помощи водителю: при потере им концентрации включается «автопилот», который, по задумке производителя, должен реагировать на все дорожные знаки и сигналы, а также распознавать переходящих улицу пешеходов или лежащий на путях предмет и останавливаться перед ними.

Эта система называется «комплексом активной безопасности» и создана на основе российских разработок искусственного интеллекта Cognitive Pilot.

«Мы приготовили для него мозги Cognitive Tram Pilot, которыми гордился бы сам Федор Михайлович Достоевский», – самонадеянно утверждала Ольга Ускова, глава российской компании Cognitive Pilot, которую цитировало издание «Деловой Петербург». Эта компания является дочерним предприятием «Сбера» и компании Cognitive Technologies и разрабатывает искусственный интеллект для наземного транспорта.

Систему активной помощи водителю в Петербурге окрестили «когнитивом», пишет Фонтанка.ру. Действует она так: одной камерой следит за состоянием водителя, тремя камерами и радаром смотрит на обстановку снаружи. Эти системы установлены сегодня не только в ретро-трамваях Петербурга, но и на некоторых других моделях трамваев в северной столице («Богатырь М», «Витязь М», «Невский»).

Водители системой активно недовольны: в интернет-пабликах они критикуют ее за то, что она только мешает работать, поскольку иногда срабатывает «фантомно», без причины, а также неправильно реагирует на встречный вагон, резко тормозит. Кроме того, система плохо видит светофоры и «ловит» красный сигнал со следующего перекрестка. 

Иными словами, у системы Cognitive Pilot много дефектов, над устранениями которых компании еще предстоит работать. Но почему-то трамваи с несовершенным искусственным интеллектом вовсю ходят по Санкт-Петербургу, по сути используя город как полигон, а горожан – как подопытные объекты. Иногда такие «опыты» обходятся слишком дорого.

Неадекватный, без тормозов

Самая нашумевшая авария с участием ретро-трамвая произошла в Петербурге 12 апреля.  «Довлатов» проходил обкатку и был без пассажиров. У станции метро «Приморская» он на полном ходу врезался в переходивших дорогу пешеходов. 

В результате серьезно пострадала 45-летняя жительница Петербурга, которую увезли в больницу в тяжелом состоянии. Впоследствии она скончалась. Еще два человека были госпитализированы в состоянии средней степени тяжести.

В полиции со слов водителя заявили, что у трамвая отказали тормоза. Позже «Горэлектротранс» выступил с официальным комментарием. Из него следует, что в момент ДТП умная система помощи водителю в «Довлатове» была отключена: во время обкатки ее не используют, передает «Коммерсантъ» заявление «Горэлектротранса». Губернатор Петербурга Александр Беглов добавил, что во время обкатки вместе с водителем в трамвае присутствовали два представителя завода-производителя.

Красивые, но опасные: ретротрамваи в Петербурге сталкиваются с постоянными проблемами

Официальных результатов расследования еще нет. Однако адвокат водителя Иван Лялицкий  заявил, что причиной стала неисправность тормозов, пишет Mash.

Адвокат пояснил: при первичном осмотре места ДТП установили, что торможение не сработало. По его словам, остановить трамвай можно было с помощью кнопки аварийного тормоза, но доступ к ней закрыл инструктор.

Лялицкий опросил трёх водителей, которые также жаловались на неполадки в «Довлатовых» и «Достоевских», – отключение электродинамического тормоза, отказ двигателя и автоматическое открывание дверей салона. К настоящему моменту известно как минимум о пяти нештатных ситуациях с участием ретро-трамвая.

В частности, 7 мая трамвай «Довлатов» у станции метро «Горьковская» выгнуло в месте сцепки. Кроме того, у этой модели были зафиксированы проблемы с дверями, а также сход с рельсов. И это только то, что попало в информационные ленты.

Обкатка на людях

Не лучшим образом ведут себя и ретротрамваи того же производителя в Нижнем Новгороде. Спустя всего два года после покупки 11-ти вагонов 9 из них пришлось отправить на гарантийный ремонт, писал «Коммерсантъ».

Часть из них вышла из строя после обильных дождей. У одного в центре города на маршруте сломалась тележка, что парализовало всю трамвайную сеть верхней части города.

А еще один ретро-вагон по непонятным причинам сошел с рельсов в сугроб в микрорайоне Молитовка, пишет издание «В городе N».

Что же получается? Производитель поставляет заведомо некачественную технику, которая почему-то проходит сертификацию и выходит на маршруты, где обслуживает людей, создавая риск и для пассажиров, и для пешеходов. Да, ретро-трамваи эффектны и придают особый шарм городу. Но если цена этого шарма – жизнь и здоровье людей, зачем они нужны?

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий