Чем обернутся санкции против РЖД для пассажиров поездов

Ряд поездов иностранного производства уже отменены. Однако это не конец. Санкции против РЖД затронут вагоны метро, трамваи и локомотивы

Западные санкции в отношении России и РЖД, несомненно, затронут и пассажирский комплекс (уже затронули). В этом тексте попробуем обобщить, что уже точно известно о санкциях и каких вагонов мы недосчитаемся в будущем.

Чем обернутся санкции против РЖД для пассажиров поездов
Поезда «Сапсан» на Ленинградском вокзале в Москве

Удар по скоростным поездам

В России на сегодняшний день есть пять типов западного подвижного состава.

Это скоростные поезда «Сапсан», «Ласточка», «Стриж», Allegro и двухэтажные электрички «Аэроэкспресса» Stadler. Поговорим о каждом из этих типов подробнее.

«Сапсан». Все российские поезда «Сапсан» – производства немецкой фирмы Siemens. Производитель объявил о присоединении к санкциям против России. Уже известно, что приостановлены поставки в Россию «Сапсанов» новой партии.

В рамках нового контракта было заказано 13 поездов в дополнении к тем 16 «Сапсанам», которые курсировали в России по состоянию на 2020 год. В течение 2021-2022 года РЖД успели получить, по разным данным, три или четыре новых поезда. Пока неизвестно, сможет ли перевозчик ввести новые составы в эксплуатацию. Если сможет, то общее количество «Сапсанов» увеличится до 19-20. При этом Siemens пообещал не прекращать техническое обслуживание поездов.

Чем обернутся санкции против РЖД для пассажиров поездов
Салон поезда «Сапсан»

«Ласточки». Поезда «Ласточки» изначально тоже имеют немецкое происхождение. Первые поезда поставлялись компанией Siemens, но позднее Siemens и российская группа компаний «Синара» открыла совместное предприятие «Уральские локомотивы» в Свердловской области. Там был налажен выпуск этих электричек. «Ласточки» во многом состоят из российских компонентов, однако не на 100 процентов. В Siemens заявили, что продолжат обслуживание этих электропоездов, однако выпуска новых электричек я не ждал бы.

Чем обернутся санкции против РЖД для пассажиров поездов
Электропоезда «Ласточка» и ЭР2К на Финляндском вокзале Петербурга, 2020 год

«Стриж». У РЖД семь составов «Стриж» производства испанской фирмы Talgo. Официально Talgo не объявляла о введении санкций против России, однако эксплуатация всех «Стрижей» РЖД уже приостановлена без объяснения причин. Что будет с этими поездами дальше, неизвестно.

Здесь я писал, почему это был хороший поезд.

Чем обернутся санкции против РЖД для пассажиров поездов
Поезд «Стриж» на Ладожском вокзале Петербурга

Allegro. Поезд Allegro, который курсирует между Петербургом и Хельсинки, произведен в Италии на заводе, входящем во французскую группу Alstom. Эксплуатация поездов приостановлена, а Alstom публично объявлял о присоединении к санкциям.

Чем обернутся санкции против РЖД для пассажиров поездов
Поезд Allegro на Финляндском вокзале Петербурга в 2019 году

Stadler. Двухэтажные электропоезда «Аэроэкспресс», которые курсируют в Москве, произведены швейцарской компанией Stadler – причем в Москве ходят как швейцарские электрички, так и поезда производства белорусского подразделения. Stadler в рамках введенных санкций заявил, что сократит деятельность предприятия в Беларуси, однако как это скажется на обслуживании российских поездов, пока непонятно.

Чем обернутся санкции против РЖД для пассажиров поездов
Поезда ЭШ2 производства Stadler в аэропорту Шереметьево

Таким образом, очевидно, что больше всего «досталось» скоростному сообщению. Однако не только.

Метро, трамваи и другие вагоны

Санкции против РЖД затронут и другой подвижной состав. Например, упомянутый французский Alstom владеет 20% акций «Трансмашхолдинга» и активно инвестировал в Россию. Он участвовал, в частности, в разработке ЭП20 – единственного в России пассажирского электровоза, который может развивать скорость до 200 км/ч и эксплуатироваться на участках и с переменным, и с постоянным током. Скорее всего, производство ЭП20 будет прекращено.

Чем обернутся санкции против РЖД для пассажиров поездов
Электровоз ЭП20 с поездом №101/102 Москва – Адлер на станции Сочи

Как будет продолжаться производство других локомотивов пока тоже неясно. Насколько мне известно, ни один из них не локализован на 100 процентов в России.

В целом, импортные составляющие присутствуют при производстве любого типа подвижного состава и любого типа вагонов – даже грузовых полувагонов. Поэтому санкции затронут абсолютно всё.

Например, мне уже известно, что новые вагоны в московское метро будут поставлять без межвагонных переходов. Неясно, что будет с такими переходами в трамваях «Витязях», в электричках «Иволгах», в двухвагонных сцепах от Тверского вагоностроительного завода.

Чем обернутся санкции против РЖД для пассажиров поездов
Вагон поезда «Москва 2020» в Московском метрополитене

Лично у меня вызывает беспокойство и производство современных пассажирских вагонов ТВЗ, которые буквально «напичканы» электроникой. Думаю, на какое-то время у них хватит купленных запчастей (надеюсь), а потом будет перерыв и поиск новых поставщиков, который не обязательно завершится успехом. Напомню, что, согласно первоначальным планам, в России к этому моменту уже должны были произвести более 300 двухэтажных двухвагонных сцепов «2020» с тележками с пневмоподвеской. Но пока их хватило только на то, чтобы сформировать один-единственный регулярный поезд – №137/138 сообщением Москва – Оренбург.

Чем обернутся санкции против РЖД для пассажиров поездов
Купе двухвагонного двухэтажного сцепа «2020»

А еще в Петербурге эксплуатируются трамваи «Чижик» производства Stadler… И мы не знаем, что будет с ними. Мы не знаем даже сможет ли Демиховский завод продолжать выпуск обычных электричек типа ЭП2Д, потому даже там содержатся импортные запчасти (говорят, особенно много их в системах вентиляции и кондиционирования воздуха).

Чем обернутся санкции против РЖД для пассажиров поездов
Электропоезда ЭП2Д на Савеловском вокзале Москвы

Я точно знаю, что часть читателей сейчас испытывают гнев: мол, как же так, за столько лет не смогли организовать производство всего этого в России. Но мой ответ другой: этого и не нужно. Ни одна современная страна не производит на своей территории абсолютно все. Все рынки интегрированы друг с другом. И ситуация, при которой Россия покупает условные вагонные сцепки у Германии, а производитель из Франции заказывает у России титан, – абсолютно нормальная. А дальше уже начинается политика, которая может нравится или нет, и санкции против РЖД – лишь часть большой «игры».

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Валерий

    Эй , может мы не будем панику разводить! Все решим, или что уже не чего не едет по РЖД все поезда встали?
    Панекеры блин!
    Только говорят как все плохо, а ты предложи решение? а если нет то нехрен и болтать…. Лишбы гадости писать…

    Ответить