«Коридор смерти», давший жизнь: железную дорогу из блокадного Ленинграда построили за 17 дней

Блог

27 января исполняется 80 лет со дня полного снятия Блокады Ленинграда. Она длилась 872 дня. Немалую роль в освобождении города от фашистов сыграла Дорога Победы.

Параллельно с «Дорогой жизни»

Дорога победы — удивительное по своему героизму явление. За 17 (!) дней, под постоянными обстрелами и бомбежками, в трех-четырех километрах от немецких артиллерийских позиций, строители-герои смогли проложить железную дорогу, которая связала измученный город с Большой Землей.

Напомним, что в январе 1943 года наши войска прорвали блокаду Ленинграда. Но до полного освобождения города было еще далеко. Нужно было соединить город с остальной землей по суше. «Дороги жизни», которая проходила по Ладожскому озеру, не хватало. Необходима была именно железная дорога – для доставки в Ленинград грузов, топлива, продовольствия, чтобы спасать оставшихся в живых блокадников. Железная дорога была нужна и для переброски войск: надо было усиливать Ленинградский фронт.

«Коридор смерти», давший жизнь: железную дорогу из блокадного Ленинграда построили за 17 дней

18 января 1943 года – в день прорыва блокады – был освобожден от фашистов и город Шлиссельбург у истока Невы. Таким образом, под контроль советских войск перешло южное побережье Ладоги. Но это была всего лишь узкая полоса, на которой не было никаких коммуникаций.

Построить за 20 дней

В тот же день Государственный комитет обороны принимает решение немедленно начать строительство железнодорожной ветки на освобожденной территории для снабжения Ленинграда. Она должна была соединить платформу Поляны (в довоенные годы существовала ж/д линия Ленинград – Волховстрой) со Шлиссельбургом. Для этого необходимо было построить мост, по которому поезда могли бы переправиться на правый берег Невы, чтобы оттуда дойти до Ленинграда.

Идея казалась бредовой: кругом – болота, малопроходимые довоенные разработки торфяников, заминированные врагами поля, неразорвавшиеся бомбы и снаряды. Никаких дорог для подвозки автотранспортом строительных материалов, техники и людей. Зима. И в нескольких километрах – линия фронта.

Но задача была поставлена: за 20 дней – к 8 февраля 1943 года – железная дорога диной 33 км должна быть построена. В мирное время на такой объем работ ушло бы около года. Строительство возглавил Иван Зубков, до войны руководивший постройкой метро в Ленинграде.

22 января 1943 года – всего через 4 дня после прорыва блокады – строительство «Дороги победы» началось.

33 геройских километра

Пять тысяч человек, свезенных на эту узкую полоску земли, начали делать невозможное. Болотистая почва к тому времени хорошо промерзла: она и стала основанием пути. Шпалы и рельсы приходилось укладывать прямо на снег. Помогала узкоколейка, оставшаяся от торфяных разработок.

«Коридор смерти», давший жизнь: железную дорогу из блокадного Ленинграда построили за 17 дней

«Снег по пояс, мороз, а под снегом вода хлюпает. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью», – вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко.

Строителей и трассу постоянно бомбила гитлеровская авиация. Приходилось тут же восстанавливать разрушенное полотно. «Дорогой победы» ее назовут позже. Пока что ее называли «дорогой смерти» – из-за близости немецких артиллерийских позиций. И все же, несмотря на смерть, витавшую в воздухе, через 17 дней невероятного труда и лишений, 33 километра путей были готовы.

Одновременно шло строительство моста через Неву. Оно стало отдельным подвигом: свайно-ледовую переправу возводили и днем, и ночью, мужчины и женщины, перекрывая все мыслимые трудовые нормы.

Первый поезд: со скоростью пешехода

Очевидцы вспоминали, как 2 февраля 1943 года, затаив дыхание, они следили за первым поездом, пущенным по переправе: мост потрескивал, состав со стройматериалами из Шлиссельбурга двигался со скоростью пешехода. Когда он дошел до левого берега, сотни зрителей закричали «Ура!» Переправа выдержали испытание.

С 4 февраля по железной дороге стали пускать воинские эшелоны на правый берег Невы. А утром 7 февраля, после 17-месячного перерыва, на Финляндский вокзал Ленинграда прибыл первый грузовой поезд с продовольствием.

Каждый такой рейс был героическим: вражеская артиллерия обстреливала поезда постоянно, и для их сопровождения были сформированы 27 отдельных зенитных пулемётных взводов. Химические войска Ленинградского фонта в больших объемах использовали маскировочные дымы для прикрытия двигающихся поездов и мостов через Неву. Один раз врагу удалось уничтожить дневной поезд, перевозивший 41 вагон боеприпасов…

Дорога Победы действовала около года – по 10 марта 1944 года. Каждый рейс по ней был отдельным подвигом. Многие строители-железнодорожники и машинисты поездов были впоследствии представлены к высоким государственным наградам. Но самой главной наградой для всех, кто участвовал в строительстве и эксплуатации Дороги Победы, было то, что Ленинград постепенно оживал…

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий