Машинист без тормозов: как 20 лет назад на жд чуть не произошла страшная катастрофа

Блог

Утром 11 января 2004 года, ровно 20 лет назад, в Ленинградской области чудом предотвратили страшную железнодорожную катастрофу. Грузовой поезд №1908 весом более 5 тысяч тонн, состоявший из 58 вагонов и вышедший из Волхова в направлении Тихвина, около часа оставался под управлением сошедшего с ума машиниста. В истории российских железных дорог такое случилось впервые.

Машинист без тормозов: как 20 лет назад на жд чуть не произошла страшная катастрофа
Тот самый поезд

Поезд-камикадзе

В тот роковой день многое было странным. 31-летний машинист Эдуард Горчаков, который должен был вести состав, вовремя не явился на работу. За ним послали такси. Прибыв в локомотивное депо Волховстрой Октябрьской железной дороги, он поразил коллег своим внешним видом: вместо формы на нем были костюм, белая рубашка и бабочка. От всех вопросов машинист отмахивался, говоря, что у него сегодня особый день. Но почему-то никого это не смутило. Медик провел обычный осмотр бригады (в спешке забыв померить машинисту давление). И вместе с помощником машиниста Александром Абдурахмановым Горчаков заступил на смену.

В 2 часа ночи состав тронулся со станции Муромские Ворота. Перед бригадой стояла задача – перегнать товарняк в Вологду. Однако с самого начала пути начались странности. На перегоне Волховстрой – Куколь по радиосвязи дежурная доложила: нужно пропустить другой грузовой поезд, входной светофор закрыт. Однако Горчаков, вместо того чтобы снизить скорость, стал ее наращивать. Помощник машиниста попытался взять управление на себя, но Горчаков оттолкнул его, пригрозив расправой: он был крупнее и выше.

В 2:58 ночи поезд №1908 проехал на красный сигнал станцию Куколь, разрушил стрелочный перевод и вынесся на главный путь. Машинист-камикадзе продолжал наращивать скорость до 95 км/ч и отключил радиостанцию. Он проигнорировал запрещающий сигнал светофора и на станции Мыслино. На всех парах состав мчался к станции Валя. Тогда диспетчеры приняли единственно возможное решение: обесточить перегон. В 3:13 на перегоне Валя – Цвылево отключили электричество. Через минуту на обесточенный путь въехал поезд №1908. Однако он продолжал двигаться по инерции еще восемь километров, поскольку от станции Валя шел затяжной спуск.

Когда к остановившемуся составу прибыл наряд милиции, они нашли машиниста Горчакова на полу кабины в невменяемом состоянии…

Голос сверху

Горчаков считался опытным машинистом и в последнее время работал на грузовых составах. Последний раз проходил психофизиологическую экспертизу за два года до случившегося, а медкомиссию в мае 2003 года. Обе ничего странного не выявили. На учете у психиатра и нарколога никогда не состоял. Среди коллег про Горчакова было известно немного: замкнут, дважды не слишком удачно женат и разведен, есть маленькие дети, в последние годы уверовал в Бога и начал посещать церковь Иоанна Предтечи в Старой Ладоге, а незадолго до инцидента продал ей старинную икону.

Когда машиниста допрашивали в линейном отделе милиции, он рассказал, что накануне смены ему «был голос» и Господь решил его к себе прибрать, рассказал «Комсомольской правде» сотрудник отдела. По-видимому, он и приготовился к последней поездке, надев все самое лучшее, считают очевидцы.

Из телеграммы ОАО «РЖД» №000181А от 12.01.04 г.: «Причиной допущенного случая проезда запрещающих сигналов станций Куколь, Мыслино и Валя послужила потеря контроля за ведением поезда из-за внезапного возникновения острого бредового психоза с агрессивными тенденциями, согласно заключения психиатрической комиссии, у машиниста Горчакова».

Один душ на 700 человек

Впрочем, корреспондент отраслевой газеты «Гудок», поехавший по следам происшествия в Волховстрой, выяснил подробности, которые показали ситуацию не такой однозначной.

Машинист без тормозов: как 20 лет назад на жд чуть не произошла страшная катастрофа
Здание вокзала Волховстрой-1. Фото: wikimedia

В депо, где работал Горчаков, журналист обнаружил обветшавшие корпуса, отвратительные бытовые условия – отсутствие столовой, крошечный душ (на 700 машинистов 3 душевые кабинки), отсутствие в раздевалке скамеек и стульев. Машинисты возвращались домой на перекладных по 6-8 часов. При этом нагрузку на них увеличивали постоянно. Машинист-инструктор Сергей Чулков, которого цитирует «Гудок», вспоминает случай на станции Заборье, когда локомотивная бригада, находясь практически «в спячке», довела локомотив до столкновения.

Проверка показала, что у бригады были сточасовые переработки, а главный машинист перед поездкой копал картошку на огороде. Выяснилось, что у того же машиниста Горчакова за месяц до инцидента было более 100 часов сверхурочных.

Однако виноват в России, как известно, стрелочник. По итогам расследования наказали работавших в ту ночь дежурного по депо Александра Петрова и начальника резерва локомотивных бригад Елену Петрову-Одинокову – за то, что не заметили ничего странного в поведении коллеги и выпустили его на маршрут.

Суд в действиях Горчакова состава преступления не обнаружил. В 2017 году пресса писала, что он «тихо работает водителем такси» в родном Волхове.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий