Почему вагоны нумеруют не последовательно? Иногда в составах поездов можно встретить большие «разрывы» в нумерации. Например, после десятого вагона может идти 15-й. А иногда и вовсе 13 и 14 вагоны могут стоять перед первым.
Если отвечать коротко, то это происходит по техническим причинам. Но что же это за причины, спросите вы.
И нет, это не поломки. Представим себе, что вагон сломался и его по какой-то причине выцепили. Но билеты в него уже проданы. Поэтому на место сломанного вагона вцепляют другой, так что пассажиры даже не узнают, что была замена. Этот вариант нам не подходит.
А что же происходит?
Поезда формируются в соответствии с определенной схемой, которая прописывается на год вперед. Например, в этой схеме написано, что с 1 по 7 вагоны – плацкартные, потом идет штабной вагон №8, вагон-ресторан, а с 9 по 14 – купейные.
В течение года перевозчик понимает, что плацкартных вагонов слишком много и они не продаются. Тогда лишние выцепляют. И остаются, например, вагоны с 1 по 4. Но дальше-то все равно идет штабной, номер которого никогда не меняется. Вот и получается, что вслед за четвертым плацкартным вагоном идет восьмой штабной.
Иногда бывает так, что в составе поезда появляется волшебный вагон №0. Почему именно 0 – это и для меня загадка. Скажем, в поезде есть вагоны с 1 по 15. И нужно подцепить еще один. Почему он не может быть 16-м, 20-м или 40-м?
Но самая большая путаница начинается, когда поезд состоит вагонов разных маршрутов. Например, есть поезд №159/160, основной состав которого идет из Москвы в Петрозаводск.
Он состоит из семи вагонов – с третьего по девятый. Это записано в служебном расписании. Почему он не состоит с первого – седьмого вагонов – большой вопрос. Наверное, для того, чтобы можно было вцепить вагоны №1 и 2. И в составе этого поезда есть вагоны с 12 по 15, которых ходят из Москвы в горный парк Рускеала.
Уже само по себе это создает много вопросов – есть разрыв в нумерации.
Но там есть и дополнительное отягчающее обстоятельство.
Летом по пути в Карелию поезд дважды меняет направление движения – на Финляндском вокзале Петербурга и в Выборге, а по пути в Москву – только один раз, в Выборге. Из-за этого вагоны прицепляют по разные стороны от двухэтажного состава и на части пути в «голове» поезда идут вагоны с 12 по 15, а затем уже вагоны – с третьего по девятый.
Если вы садитесь на поезд с начальной станции маршрута, путаница с вагонами не должна смущать вас. У вас много времени, чтобы найти нужный вагон. куда сложнее, если посадка на промежуточной станции, где поезд стоит мало времени. В этом случае нужно помнить о правиле, что сесть можно в любой вагон, а затем по вагонам перейти в нужный. Другое дело, что идти по улице обычно проще, чем по вагонам, особенно если вы с вещами.
Хорошая новость в том, что обычно нумерация вагонов в поездах дальнего следования идет все же более-менее последовательно и путаница возникает редко.
Кстати, в Европе часто вагоны имеют трехзначные номера, а поезда могут состоять из вагонов с 356 по 371, например.
Тема совсем не раскрыта…. ТС сам задает больше вопросов, чем раскрывает тему(