Российское посольство в КНДР неожиданно показало, как выглядит метро Пхеньяна. То ли дипломаты совершили для себя открытие и решили им поделиться, то ли им порекомендовали – для укрепления связей с не таким уж далеким по менталитету «соседом».
![Подземка с портретиками вождя: дипломаты из КНДР показали метро Пхеньяна](https://1520today.ru/wp-content/uploads/2024/03/photo_4_2024-03-02_14-21-43.jpg)
Метро, где не бывает давки
Фотографии, которые дипломаты опубликовали в соцсети Facebook (запрещена в РФ), сопровождались следующим текстом:
«20 февраля сотрудники посольства спустились в пхеньянское метро. Экскурсия началась на станции Пухын. Еще на эскалаторе дипломаты почувствовали московский ритм. Каждая станция ухоженная, чистая, оснащена специальными стендами со свежей прессой. Поезд был достаточно современным: аккуратные вагоны, оснащенные телевизорами и экранами с оповещением станции и маршрута поезда. Закончилась экскурсия на станции Понхва недалеко от посольства. Совсем недавно она была отреставрирована. Мы благодарим Министерство иностранных дел КНДР за организацию экскурсии и возможность поностальгировать о Москве!»
![Подземка с портретиками вождя: дипломаты из КНДР показали метро Пхеньяна](https://1520today.ru/wp-content/uploads/2024/03/9c8af147efa04984184ba.jpg)
О метро самой закрытой страны мира известно немного. В нем всего две линии и 17 станций. Одна из них – «Кванмен» – закрыта, так как находится рядом с мавзолеем Ким Ир Сена. Длина сети – всего 22,5 км. Дневной пассажиропоток в 2007-2008 году составлял от 300 до 700 тысяч, при этом население города – 3, 478 млн человек, сообщало CNN.
Очевидцы говорят, что в пхеньяньском метро никогда не бывает многолюдно. По свидетельству блогера Олега Кирьянова, туристам разрешено посещать всего две станции – «Ёнгван» и «Пухын», хотя в открытых источниках сообщается, что с 2014 года стали доступны все 17 станций.
На видео, снятом путешественником Федором Костровым, которому посчастливилось попасть в Северную Корею, видно, что людей на станциях метро совсем немного.
Архитектура и роскошь отделки очень напоминают советский метрополитен. Оно и неудивительно: в строительстве принимали активное участие советские проектировщики: верховный правитель Северной Кореи хотел, чтобы его метрополитен было похож на роскошный советский.
![Подземка с портретиками вождя: дипломаты из КНДР показали метро Пхеньяна](https://1520today.ru/wp-content/uploads/2024/03/photo_5_2024-03-02_14-21-43-1024x768.jpg)
И действительно оказался похож: станции – с высокими потолками и пышными многоярусными светильниками, каждая роскошно декорирована мозаичными и витражными панно, прославляющими подвиг северокорейского народа и его партийных руководителей.
![Подземка с портретиками вождя: дипломаты из КНДР показали метро Пхеньяна](https://1520today.ru/wp-content/uploads/2024/03/photo_8_2024-03-02_14-21-43-1024x768.jpg)
На одной из станций видна гигантская позолоченная статуя вождя. Здесь же посередине зала можно разглядеть стенды со свежими газетами, у которых стоят пожилые мужчины и, заложив руки за спины, с интересом читают их.
![Подземка с портретиками вождя: дипломаты из КНДР показали метро Пхеньяна](https://1520today.ru/wp-content/uploads/2024/03/04adb92c6726520cf715c.jpg)
Подземка или бомбоубежище?
Метро в Пхеньяне – одно из самых глубоких в мире: 110 метров под землей. Достаточно сказать, что путь на эскалаторе от земли до платформы занимает три с половиной минуты.
![Подземка с портретиками вождя: дипломаты из КНДР показали метро Пхеньяна](https://1520today.ru/wp-content/uploads/2024/03/1b55bb1216fa1473654b7.jpg)
Благодаря такой глубине пхеньянская подземка может использоваться в качестве бомбоубежища. По данным интернет-портала «Подземный эксперт», она является стратегическим военным объектом и частью секретной системы, соединяющей важные правительственные объекты (аналог московского метро-2). Иными словами, метро в Пхеньяне предназначалось не столько для передвижения, сколько для укрытия руководства страны и ее граждан в случае ядерного удара со стороны Южной Кореи – злейшего врага.
Именно в пику Южной Корее во многом и было построено метро в Пхеньяне. Говорят, что верховный вождь Северной Кореи Ким Ир Сен очень хотел открыть свою подземку раньше сеульской. За опытом обратились к Китаю: в 1966 году сын северокорейского вождя Ким Чен Ир посетил строящийся метрополитен в Пекине. Вскоре – в 1968-ом – началось строительство метро в Пхеньяне.
![Подземка с портретиками вождя: дипломаты из КНДР показали метро Пхеньяна](https://1520today.ru/wp-content/uploads/2024/03/df796bd44fee8a13f7af3.jpg)
Перегнать получилось: метрополитен Пхеньяна открылся на год раньше метро Сеула – 6 сентября 1973 года. Но радость омрачилась трагедией: при проходке тоннеля под руслом реки Тэдонган произошла крупная авария, в результате которой погибли около 100 рабочих, инженеров и высокопоставленных лиц (точное количество неизвестно). Это вынудило изменить маршрут строительства метро: оно не стало пересекать русло реки, а расположилось только на правом ее берегу.
Под тихую музыку за 2 рубля
Метро в Пхеньяне работает с 5:30 утра до 23:30 вечера. В часы пик поезда курсируют каждые 3 минуты, в обычные часы – каждые 5 минут. Стоимость проезда составляет 5 вот (0,04 $), что эквивалентно 2,3 российским рублям.
С момента открытия здесь ходили китайские поезда. В 1997 году их заменили на немецкие составы, причем уже бывшие в эксплуатации в берлинском метро. Правда, власти скрывают от населения их происхождение, утверждая, что они отечественного производства. Строгие вагоны в бежево-красной ливрее напоминают советских «Ежей».
![Подземка с портретиками вождя: дипломаты из КНДР показали метро Пхеньяна](https://1520today.ru/wp-content/uploads/2024/03/pyongyang_metro_dpr_korea_oct_2012_8148604784-1024x683.jpg)
Внутри довольно сумрачно, в каждом вагоне – портретики основателя северокорейского государства Ким Ир Сена и его сына Ким Чен Ира (кстати, они удачно закрывают собой информацию о заводе-изготовителе вагонов).
![Подземка с портретиками вождя: дипломаты из КНДР показали метро Пхеньяна](https://1520today.ru/wp-content/uploads/2024/03/74c6527ac59e399b0a5bf.jpg)
Пассажиры чинно сидят на своих местах, звучит тихая музыка (вагоны радиофицированы). Она же звучит и на станциях. И кажется, что все так хорошо…