«Слишком мало за риск»: сколько зарабатывают машинисты поездов в России

Блог

Если спросить у Яндекса, сколько зарабатывает машинист поезда, то поисковик выдаст обескураживающий ответ: 53 тысячи рублей. Разбираемся, правда ли это и достойно ли платят машинистам за их тяжелый труд.

«Слишком мало за риск»: сколько зарабатывают машинисты поездов в России

Чем восточнее, тем больше зарплата

Действительно, по данным агрегатора ГородРабот.ру, средняя зарплата машиниста поезда в России за 2023 год ‒ 56 583 рубля. Это не реальная зарплата, объясняют статистики, а модальная: ее высчитывают на основе вакансий, которые публикуют работодатели. Чаще всего в вакансиях встречается зарплата 45 тысяч рублей. Дальнейшая сумма складывается с учетом премий, надбавок и переработок.

В списке актуальных вакансий РЖД разброс зарплат очень велик — где-то 50 – 80 000 тысяч, а где-то – 160 – 190 000, сообщает сайт Зарплата.ру. Например, машинист тепловоза в Тынде Амурской области может получать, по данным РЖД, 160-190 тысяч рублей. А ставка машиниста электровоза в Воркуте – 138 700 рублей.

Машинист Павел Щелкунов, ведущий популярного Дзен-канала «Паша машинист», объясняет, почему такой разброс в цифрах.  

По его словам, на оплату труда машиниста влияют сразу три фактора. Первый – специфика задач: кто-то выполняет маневровые работы, другие возят пассажиров, третьи грузовые поезда, и в зависимости от выполняемой работы машинисту присваивают разряд. Второй фактор – уровень квалификации. Машинист 1-го класса получает дополнительно 20% от оклада. Третий фактор региональные надбавки. К примеру, за работу в условиях севера или на Дальнем Востоке идет приличный «довесок», рассказывает Павел: зарплата может быть в два раза больше, чем у работников средней полосы.

Неоплаченный риск

Тем не менее, профессия машиниста в России сегодня далеко не самая престижная: риски профессии и тяжесть труда несоразмеримы с уровнем зарплат. Поэтому нехватка машинистов ощутима на железных дорогах по всей стране.

«Слишком мало за риск»: сколько зарабатывают машинисты поездов в России

ГородРабот.ру публикует топ-10 городов по количеству вакансий машиниста поезда: его возглавляют Улан-Удэ, Иркутск, Челябинск, далее следуют Рязань, Ульяновск, Москва, Выборг, Прокопьевск, Симферополь, Джанкой. По данным недавнего опроса, проведенного Ассоциацией «Промжелдортранс», нехватка машинистов на ж/д составляет 16,3 процента. А там, где есть дефицит, нагрузка на действующих работников растет.  

В сентябре 2023 года издание VGudok.ru опубликовало статью «Где взять людей для железных путей?». В ней журналисты обратились к людям, работающим в железнодорожной отрасли, с просьбой рассказать о реальном уровне зарплат в регионах. В ответ издание получило множество откликов, суть которых сводится к следующему: данные кадровиков о зарплатах на ж/д зачастую носят характер «средних по больнице», и для того, чтобы получить максимальную сумму, труженикам стальных магистралей нужно «пахать» 24/7/365.

«Чем больше работаешь, тем меньше получаешь»

Один из тех, кто откликнулся, – помощник машиниста поезда по имени Иван – объясняет: машинист действительно получает в норме около 55–60 тысяч рублей в месяц. «Но по норме никто не работает, у всех поголовно огромная переработка, из-за этого и получается зарплата выше, но не в арифметической прогрессии, как хотелось бы, а по каким-то их подсчетам. И получается: чем больше работаешь, тем меньше получаешь», – жалуется Иван.

Он рассказывает о нарушениях трудовых норм: «Выходные не дают, потому что «ехать некому», люди месяцами ездят без выходных, «через 16». Нас заставляют писать заявления, что «не возражаем отработать в выходные дни». Многие не выдерживают и увольняются».

«Слишком мало за риск»: сколько зарабатывают машинисты поездов в России

Чтобы зарабатывать больше 100 тысяч, нужно трудиться 200 рабочих часов в месяц, подтверждает машинист Олег в своей публикации в «Тинькофф журнале». Но, даже перерабатывая, машинист живет внатяг: «32т.р — кредит за квартиру. И платить еще долго. 7 т.р. — бензин. 30т.р. — на питание. 15т.р. — за коммуналку, интернет, телефон. 10-12 улетает по мелочам (посещение с детьми развлекушек, кино, гости, пиво, рыбка, хобби). Остальное — непредвиденные расходы, подарки к праздникам, что-то для машины, детсад, школа, обувь, одежда. Стараюсь экономить, но как-то слабо выходит, – делится машинист. – По всей жд страны работникам говорят: «Не нравится, увольняйтесь. За забором предприятия очередь на ваше место». Сколько работаю, ни разу не видел очередь».

Недавно исполнилось 20 лет жуткой истории с машинистом грузового поезда, сошедшим с ума прямо на работе. Как выяснилось позже, машинист, наряду с коллегами, регулярно и помногу перерабатывал. И хотя прямая связь его помешательства со сверхурочной нагрузкой не доказана, руководству РЖД стоит всерьез задуматься над тем, как сделать труд машинистов действительно достойно оплачиваемым. И перевозки станут безопаснее, и машинистов станет больше.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий