Трамвай сорвался со склона как 28 лет назад, или Проклятие нижегородского трамвая

Блог

В конце декабря 2023 года в Нижнем Новгороде трамвай потерял управление и на большой скорости промчался задним ходом с горы. Чудом обошлось без жертв, в отличие от аналогичного случая 1995 года. Почему нижегородские трамваи летят под откос и кто в этом виноват, выяснял «1520. Все о ж/д».

Трамвай сорвался со склона как 28 лет назад, или Проклятие нижегородского трамвая

Родиться в рубашке

Этот день – 22 декабря 2023 года – пассажиры трамвая №21 запомнят, скорее всего, как день их второго рождения. Нижний Новгород, как известно, стоит на холмах. Окский съезд – это перепад высот длиной около 150 метров, и трамвайная линия там похожа на серпантин. Взобравшись на него, переполненный трамвай (дело было утром, люди ехали на работу) неожиданно устремился вниз задним ходом. По всей видимости, в сети пропало напряжение.

«Водитель кричала, чтобы все легли на пол и держались. Это было очень страшно. Вся жизнь перед глазами пролетела, – пишет в соцсетях Наталья З. – Хорошо, что сзади не было трамвая и, что этот не сошел с рельсов. Иначе точно были бы жертвы».

По сведениям интернет-издания «Репортер-НН», справиться с паникой помогли военные, которые тоже ехали в переполненном салоне. Они громко инструктировали пассажиров, указывая, что нужно делать.

Скорость трамвая-камикадзе, по ощущениям пассажиров, составляла около 60 км/ч. «Ощущение было, что сейчас все умрут, – рассказал очевидец Дамир Авдоян нижегородскому новостному каналу «Кстати». – На резких поворотах…люди просто падали. Одна дверь была открыта – сломалась – и было ощущение, что сейчас люди вылетят в эту дверь».

Трамвай сорвался со склона как 28 лет назад, или Проклятие нижегородского трамвая

«В салоне трамвая женщины стали плакать, началась паника», – свидетельствует пассажирка Ольга Манакова.

Больше всего люди боялись, что трамвай сойдет с путей и упадет в реку. Но каким-то чудом, проехав без управления более километра, вагон остановился посередине Молитовского моста. Все пассажиры остались целы, синяки не в счет. Но так везет не всегда.

Назад в прошлое

Новейшая история Нижнего Новгорода знает случаи и пострашнее. 28 июня 1995 года у трамвая №27 при подъеме на Похвалинский съезд отказали тормоза. Доехав до верха съезда, вагон начал стремительно скатываться назад на скорости более 100 км/ч. При повороте на Благовещенскую площадь он вылетел с рельсов, опрокинулся и на боку прополз еще около 40 метров, врезавшись в столб.

По свидетельствам очевидцев, вагон сорвало с тележек, одна из которых поехала дальше и задавила человека на трамвайной остановке. В результате аварии погибло четверо — двое скончались на месте (их придавило опрокинувшимся трамваем), а еще двое умерли уже в больнице. Многие были тяжело ранены.

Трамвай сорвался со склона как 28 лет назад, или Проклятие нижегородского трамвая

Репортаж с места события телекомпании «Волга», сделанный по свежим следам, можно и сейчас найти в Сети: жуткие, абсолютно неотцензурированные видеоредактором крупные планы изувеченных тел производят ужасное впечатление. Семьям погибших администрация города выплатила по 10 млн рублей, пострадавшим – по одному млн. Но разве деньги могут вернуть жизни или здоровье? И самое страшное в этой ситуации: по прошествии 28 лет ничего принципиально не изменилось. Случай, произошедший перед Новым годом, тому подтверждение.

Убийца без тормозов

Каждый день, собираясь в город по делам, нижегородцы, пользующиеся трамваями, играют в своего рода рулетку: доедет-не доедет. При этом далеко не все ЧП с местными трамваями получают огласку: провластные СМИ, как правило, эти случаи намеренно игнорируют, и разгневанному народу остается выпускать пар в соцсетях.

«Часто езжу на 27 трамвае, в последнее время очень много поломок постоянные пересадки из-за того что трамвай сломался, некоторые старые еще едут, – пишет один из пользователей Youtube под видео о происшествии. – Парк трамваев в Нижнем – полный хлам, за последний месяц раз шесть при моей поездке ломались, постоянно вижу, как один трамвай везет другой».

Один из комментаторов вспоминает случай, произошедший с ним в 2007 году в трамвае №21: «Так же поднялся до середины горы или чуть выше, потерял тягу и предательски медленно стал набирать скорость в обратную сторону… До сих пор помню, как героически вагоновожатая буквально стояла на педали (может, тормозила). В вагоне было человек 15 всего. Время в районе 9:20 утра. По скорости мы поравнялись с едущими авто вниз с горы, было страшно».

По словам пользователя, пассажиров спас водитель «КамАЗа», который помог «оттормозить» поток машин, иначе на переезде с моста было не миновать беды. «Одного не могу понять, ответьте, – вопиет очевидец того происшествия. – Как проектируются трамваи, что при отключении электричества они становятся убийцами без тормозов? Где дублирующая система безопасности?»

Трамваи Юрского периода

Чрезвычайные происшествия, описанные выше, разделяют 28 лет. Но сценарий – один и тот же: исчезновение напряжения в сети, опасный спуск, отказ тормозов. Неужели за прошедшие десятилетия прогресс так и не коснулся трамвайной сети Нижнего Новгорода? И снова находим ответ в сетевых комментариях нижегородцев под видео с последнего ЧП:

– Эти трамваи молодого Ельцина помнят. Реальный ужас.

– Все видимо забыли, что у нас в городе ходят трамваи, официально списанные в городе Москве! К тому же в нашем городе такие же древние троллейбусы и составы метрополитена!

– Все ветшает, разваливается, власть доедает остатки советского наследия! А чинуши на трамваях не ездят, чинуши на дорогих комфортных иномарках разъезжают!

– Руководство администрации Нижнего Новгорода посадить в трамвай и так же прокатить. Они заслужили этот аттракцион!

Интересный факт: Нижний Новгород стал одним из первых городов страны, где появился электрический трамвай. Его запустили в 1896 году. Сегодня Нижний – город с самыми протяженными в России трамвайными линиями: их длина – свыше 75 км. Ежедневно нижегородские трамваи перевозят более 77 тысяч пассажиров. А в некоторых местностях (например, микрорайон Молитовка) трамвай – единственный вид общественного транспорта.

Спецтранспорт для чиновников

Спустя почти 130 лет после запуска первого трамвая и множества ЧП нижегородские власти, наконец, признали: трамвайную сеть в Нижнем пора реконструировать. В 2022 году специально для модернизации электротранспорта создали ООО «Экологические проекты». На его сайте опубликован манифест, в котором признается: износ трамвайной инфраструктуры и подвижного состава в городе – более 80 процентов. «На существующих маршрутах курсируют вагоны с многократно выработанным сроком службы (выделено – ред.), в том числе 1980-х годов выпуска – на некоторых участках трамваи буквально движутся со скоростью пешехода. Из-за их неисправности и схода с линии на наземном электротранспорте возникают затяжные интервалы, люди теряют время на остановках».

Все так, но написано это еще осенью 2022 года, а старые трамваи и ныне там. На бумаге все хорошо: тут и реконструкция путей и контактной сети, ремонт тяговых подстанций и депо, закупка новых вагонов (они называются «Минин» и производятся в Ворсме Нижегородской области). Но реформа движется крайне медленно – из-за неповоротливости концессионного механизма: обновление ведется за счет средств инвесторов, льготного кредитования «ВЭБ.РФ» и федерального бюджета. А тут еще правительство Нижегородской области в конце прошлого года урезало субсидию на модернизацию электротранспорта с 19,9 млрд до 9,7 млрд рублей.

Трамвай сорвался со склона как 28 лет назад, или Проклятие нижегородского трамвая

Зато у нас очень любят отчитываться перед начальством. В середине декабря прошлого года вице-премьер РФ Дмитрий Григоренко в компании нижегородского губернатора Глеба Никитина прокатился на красавчике «Минине» по обновленным путям вдоль проспекта Гагарина. И – хотите верьте, хотите нет – чиновники поставили Нижегородской области «отлично» по развитию электротранспорта! Спустя неделю злополучный трамвай №21 покатился под откос, чтобы доказать обратное. Но самолет вице-премьера к тому моменту уже улетел. Да и не видно с него трамваев-то.

Справка

Правительство Нижегородской области и ООО «Экологические проекты» (дочерняя компания Корпорации развития Нижегородской области, которая учреждена областным правительством) подписали концессионное соглашение о модернизации электротранспорта в 2022-2026 годах на общую сумму в 50,3 млрд рублей. Документ предполагает реконструкцию 149,3 км трамвайных путей, капитальный ремонт трех трамвайных депо и закупку 170 новых вагонов.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий