На финальной игре «Что? Где? Когда?» прозвучал вопрос на железнодорожную тему. Он вызвал если и не скандал, то широкое обсуждение в зале. Команда ответила не точно, и ведущий не засчитал ответ. К счастью, поражение не было фатальным, и знатоки отыгрались. А сможете ли вы ответить правильно и согласны ли вы с ведущим, что такой ответ засчитывать не стоило.
В финале года «Что? Где? Когда» (25 декабря на Первом канале) играла команда Дениса Элькиса. При счете 5:4 в пользу знатоков выпал вопрос на железнодорожную тему. Его задал Александр Чикин из Павловского Посада.
Знатокам вынесли игрушечные вагоны «Ласточки».
А вопрос звучал так:
«Господин Элькис. Перед вами два головных и два пассажирских вагона. Хотите соберите, хотите разберите.
А теперь послушайте вопрос.
Пассажирское движение поездов «Ласточка» по Московскому центральному кольцу было открыто в 2016 году. Обслуживание и ремонт поездов производится в депо в Москве. Но через пять лет после запуска МЦК было принято решение примерно раз в месяц отправлять каждый электропоезд в Подмосковье, после чего поезда снова возвращаются на МЦК. Вопрос: для чего поезда отправляют в Подмосковье?».
Команда обсуждала вопрос минуту.
Дальше начинаются спойлеры.
На первых же секундах обсуждения Денис Элькис произнес: «Они ездят по кругу, и у них одна половина стачивается».
Но во время обсуждения вопроса команда дальше не продвинулась. Хотя звучали слова «разворачивают» и даже «испытательное кольцо в Щербинке». Оно, правда, ни при чем.
Несмотря на наличие второй минуты в запасе, отвечать после первой минуты вызвался сам капитан команды – Денис Элькис. Между ним и ведущим состоялся следующий диалог.
– Итак, прошу ваш ответ.
– Я отвечу. Мы знаем, что поезда «Ласточка» по МЦК ходят по кольцу. Соответственно, у них колесные пары стачиваются… одна сторона больше, одна меньше. И их отправляют в Подмосковье, чтобы эту неравномерность выровнять.
– Каким образом?
– Меняют направление движения поезда.
– Вот возьмите вагон и покажите, что происходит. Вам специально выдали. Возьмите один, вам удобнее будет. Представим, что это поезд.
– Они едут по кольцу… У них одна сторона…
– Эта часть понятна. А вот в Подмосковье что?
– В Подмосковье их пускают таким образом, чтобы они другой стороной, соответственно, по кольцу ехали.
– Как?
– Вот так, например (разворачивает поезд, как будто он едет по кругу). И у них, соответственно, другая сторона стачивается.
– Подождите секунду. Покажите, как это происходит. Если он просто повернет, ничего не произойдет. Смотрите сами.
– Ну, возможно, в Подмосковье они меняют положение движения вагона так, чтобы неравномерность сточки колес нивелировалась.
– Идея понятна. Но для чего отправляют в Подмосковье? Что именно делают?
– Они поворачивают колесную пару… (переворачивает вагон вверх ногами)
– То есть его поднимают?
– Да, поворачивают колесную пару. То есть ее наоборот ставят. И возвращают на МЦК обратно, таким образом сточка колес по-другому происходит.
– А теперь, внимание – правильный ответ!
Господин Элькис! А куда вы так спешите-то? У вас есть дополнительная минута. Для чего поезда отправляют в Подмосковье. Да, стачиваются. А дальше-то что? В Подмосковье что происходит? Вы эту часть вопроса не придумали.
Господин Чикин! Я сейчас зачитаю правильный ответ, а Вы примите решение, можно ли засчитывать такой общий ответ знатоков.
В этой части вы правы: движение поездов идет по кругу, из-за этого одна сторона колесных пар стачивается больше другой. Чтобы постоянно не обтачивать колеса, инженеры нашли оригинальное решение. Раз в месяц каждая «Ласточка» отправляется в Подмосковье, где нашли подходящий участок. Посмотрите, как это происходит. Следите внимательно за меткой.
Поезд доехал до нужной станции. Затем совершает маневры.
До второй станции.
До третьей станции.
И затем возвращается на первую.
Видите, теперь метка оказалась с другой стороны. При этом на каждой станции машинист пересаживается в другой головной вагон.
Вам вот эту часть надо было придумать.
«Ласточки» отправляют в Подмосковье для разворота на 180 градусов.
(Обращается к телезрителю) Прошу Вас, Александр!
Вмешивается защитник интересов телезрителей Владимир Верхошинский.
Верхошинский: Господин ведущий! Прошу прощения. Давайте мы не будем просить Александра здесь решать, что этот ответ правильный. Он – явно заинтересованное лицо, он волнуется. Мы все слышали ответ на этот вопрос. И, может быть, конечно, в общем команда и сказала про стачивание колес, но то, что поезда разворачивают в обратную сторону – это суть ответа на вопрос. Она не прозвучала даже после Вашей подсказки.
Вмешивается защитник интересов знатоков Андрей Черемисинов.
Черемисинов. Господин ведущий. Позвольте мне вмешаться. На мой взгляд, ответ был верный.
Ведущий: Но мне нужен аргумент. Они даже слово «разворот» в ответе не сказали.
Верхошинский: Они сказали «маневр для другого стачивания колес».
Черемисинов: Они сказали, что «маневр для другого стачивания колес» – это правильный ответ.
Верхошинский: Господин Черемисинов! Поезда разворачивали, чтобы они ездили в обратную сторону по кольцу, ну что вы. Разворачивают там поезда, а не стачивают колеса, маневры и прочее.
Ведущий: Итак, Александр. Все-таки у Вас спрошу, но принимать решение буду сам. Все-таки Вы как считаете.
Телезритель: Господин ведущий! Колесный пары не переворачивали. По-моему, такой был ответ.
Ведущий: Господин Элькис, давайте по результату. Мне кажется, что Вы решили поверхностно ответить на этот вопрос, не погружаясь, что именно происходит. А это все-таки финал года. Вы как-то по верхам решили. И счет становится 5:5.
На Youtube, кстати, можно найти видеоролик пользователя post_metro, в котором он рассказывает об этом развороте и анализирует другие варианты, как разворачивали (или могли бы разворачивать) «Ласточки» в Москве и области.
В текстовой версии разбора на сайте liveinternet читаем:
«Те, кто был более внимательным, заметили, что ближе к ночи куда-то в сторону области (по Рижскому направлению – прим. 1520) следует без остановок «Ласточка» с буквами МЦК на маршрутном табло. Долгое время все и ограничивалось сообщениями таких вот полуночных очевидцев.
И действительно — практически каждую ночь из депо Подмосковная в сторону области в самом деле выезжает «Ласточка» и куда-то едет. А едет она в Манихино, чтобы затем совершить мини-путешествие по тамошнему железнодорожному узлу и вернуться обратно. Все как правило укладывается в четыре часа. Зачем же электричкам нужно каждую ночь кататься в Манихино и объезжать его узел по съездам? Эта загадка — одна из моих излюбленных, и я загадываю ее всем, кого посвящаю в эту тему», – пишет автор.
Ниже он показывает схему разворота электрички.
А вы ответили на вопрос? И как вы думаете: стоило ли засчитывать знатокам тот ответ, которые они дали?
Самый некоректный вопрос ..Вопрос от диванного любителя инета и жд..Еще и денег за чушь получил ..Очень хорошо что знатоки все таки победили ..А ЧКГ надо проверять вопросы
Зачем так сложно разворачивать. Заехать в тупик и пересесть в хвост поезда.
Направление движения после этого изменится, а ориентация бортов у поезда как была, так и останется. Нужен разворот, именно разворот на 180°
Что-то ерунда какая-то! Вообще-то на МЦК поезда ездят не в одну, а в две стороны. Сам пользуюсь этим манщрутом, видел несколько отстойников на Балтийской и где-то на Андроновке. У поездов две кабины с каждой стороны, ЗАЧЕМ разворачивать поезд, если можно тупо пустить его в обратном, противоположном направлении. Месяц по часовой, месяц против часовой? Ккие развороты? А в метро составы кольцевой линии тоже в подмосковье разворачивают??? Да и ответ не раскрывает ничего — «Поезда разворачивали, чтобы они ездили в обратную сторону по кольцу» ШТА???
На кольцевом пути есть внутренний рельс и внешний рельс по отношению к центру кольца. Если поезд пустить в обратном направлении, не разворачивая, то колеса так и останутся на своем рельсе (допустим, изношенные — на внутреннем, а не изношенные — на внешнем), и продолжат изнашиваться, как и ранее. Знатоки об этом догадались во время обсуждения. Но способ разворота, который именно указан в ответе, угадать не смогли.
Я считаю, что знатоки ответили верно, а конкретный способ разворота не важен. Это как на автомобиле попытаться развернуться в несколько приемов — в один или в несколько включений задней передачи — зависит от текущих условий свободного пространства и навыков водителя. А на поезде можно тоже в 1 прием развернуться — сделать кишку с въездом слева и выездом направо. Вообще, у меня подгорело от доказываний ведущего конкретного способа разворота.
Знатоки дали верный ответ на изначально поставленный вопрос: «Для чего поезда отправляют в Подмосковье?», ответив: «Их отправляют в Подмосковье, чтобы неравномерность выровнять»… Ответили на дополнительный вопрос ведущего: «Каким образом?», ответив: «Меняют направление движения поезда»… А дальше ведущий просто задавал некорректные дополнительные вопросы типа «покажите», которых не было в изначальном задании… Редакторам и ведущему игры необходимо более тщательно и точно формулировать вопросы, чтоб получать однозначные ответы, а не выдумывать дополнительные вопросы и заваливать игроков… А сам вопрос довольно слабый и не стоит финала сезона! В практике игры уже встречались подобные на ж.д. тематику (например, о форме бандажей для прохождения кривых). Всем удачи в НГ!
//верный ответ: «Их отправляют в Подмосковье, чтобы неравномерность выровнять// Павел, скажите, а можно где-то как-то получить ссылку на это действо? Как вообще происходит «выравнивание неравномерности» — у поездов по специальным шершавым рельсам действительно СТАЧИВАЮТ КОЛЁСА, тратя ресурс мотосостава, ресурс спец полигона да? Но ведь проще просто ездить по МЦК месяц по часовой стрелке, а потом пересадить машиниста в противоположную кабину и ездить месяц против чесовой, разве нет?
Важно какая сторона поезда внутри поворота и какая снаружи. А это не меняется, если просто в другую кабину пересесть и назад поехать.
Поэтому и разворачивают.
Ладно, я понял… Но всё равно это ересть какая-то… …в Москве нельзя найти угол путей для разворота? Гонять в Подмосковье? или просто стенд для поворота тележек сделать по типу разворотного круга в депо… В вопросе:»Обслуживание и ремонт поездов производится в депо в Москве.» Уж там-то должен весь объём работ с поездами быть доступен… И как эту проблему решили на кольцевой метро в МСК например? тоже в Мытищи гоняют поезда «разворачиваться»? Вобщем по сути вопрос очень мутный, искуственный, высосаный из пальца и не достойный финала (как и вообще этой игры)
Непонятно одно — зачем гонять поезда в подмосковье, если в том же Ростокино жд пути позволяют проделать такой манëвр с пробегом 5 км.?
Я бы засчитал ответ.