В Австрии показали поезд с принципиально новыми спальными вагонами – люксами, купе и с местами-капсулами. Поезда Nightjet нового поколения введут в коммерческую эксплуатацию на международных маршрутах уже в этом году. Проекты вагонов с похожими элементами дизайна показывали в России, но в производство они не пошли.
Поезда, приобретенные у Siemens, будут курсировать по маршрутам Вена — Гамбург и Инсбрук — Гамбург с началом действия нового расписания движения, то есть с 10 декабря 2023 года. А в 2024 году — еще и на внутреннем маршруте между Веной и курортным городом Брегенц, расположенном на берегу Боденского озера у границы со Швейцарией и Германией.
Предлагаем небольшую экскурсию по поезду, чтобы оценить, как выглядят вагоны современного ночного поезда дальнего следования в Европе. Я пока не видел эти вагоны вживую и ориентируюсь на фотографии на сайте поездов NightJet австрийского перевозчика OBB, а также на видеообзор вагонов на Youtube.
Люксы с душем
Начнем с комфортабельных люксов. Вагоны люкс состоят из купе двух типов, которые отличаются площадью и наличием душа.
Во всех купе есть две полки – верхняя и нижняя, а также диван, который трансформируется в кресло со столиком, беспроводная зарядка для телефона с необычным удобным «кармашком» для гаджета.
Пассажиры могут отрегулировать температуру воздуха в купе и даже поменять оттенок освещения.
В более просторных люксах для душевой выделена отдельная кабина. В простых люксах ограничились лишь встроенной лейкой для душа (гигиенический душ).
Купейные места
Следующий тип вагона – аналог российских купейных вагонов, которые в Европе традиционно называют словом «Couchette».
Из интересного – столик на уровне верхней полки, а также возможность превратить нижний столик в диван.
Российский пассажир этого не понял бы: у нас культ стола и еды в поезде. В Европе ночные поезда идут недолго. Люди зачастую в поезде только спят. И даже чай не пьют – кипятка-то нет.
Как и в люксах, в купе можно регулировать температуру воздуха и изменять оттенок освещения.
В таком купе можно купить отдельное место, как в российских купейных вагонах, а можно выкупить купе целиком на одного, двух, трех или четырех пассажиров.
Капсулы
Часть мест в купейных вагонах выполнены в виде капсул. Перевозчик называет их Mini Cabin. Каждая капсула представляет собой отдельную кабинку со спальным местом.
В описании на сайте перевозчика сказано, что это спальные капсулы нового типа для максимального уединения.
У каждого пассажира снова есть индивидуальная регулировка освещения, своя розетка и беспроводная зарядка. Пассажирам доступны также передвижные складные столики.
Багаж, обувь и одежду можно убирать в специальный шкаф, который расположен рядом с каждой капсулой. Дверцы шкафа закрываются на ключ-карту.
Между противоположными капсулами есть шторки. Их можно открыть по взаимному желанию пассажиров. А при покупке двух билетов в этот класс обслуживания, можно указать, что хотели бы купить места в попарно соединяемых капсулах.
Кстати, место в мини-капсуле стоит дороже, чем место в четырехместном купе.
Сидячий вагон
Сидячий вагон интересен, пожалуй, двумя новинками, которые я раньше не встречал в других подобных вагонах.
Во-первых, здесь есть полки, на которых можно закрепить багаж с помощью NFC-своего мобильного телефона. Как это работает в точности пока не понятно. Но как-то работает.
Во-вторых, у пассажиров появилось сразу два столика, чтобы решить проблему дефицита места. На нижнем, например, можно перекусить или разложить ноутбук, а на верхнем оставить заряжаться телефон с помощью беспроводной зарядки.
В целом, сиденья не выглядят комфортными для долгой поездки (например, ночной).
Зато здесь есть зоны для перевозки велосипедов лыж.
Купе для маломобильных пассажиров
И уж совсем большая ложка дегтя – это купе для маломобильных пассажиров. Оно получилось почти таким же, как в критикуемом российском вагоне нового образца. Два маломобильных пассажира и два сопровождающих оказались в одном пространстве, которое никак не разделяет их.