«Ласточка» сообщением Санкт-Петербург – Псков – поезд трудной судьбы, которого долго ждали. Он появился пять лет назад, стал очень популярным, а этой весной по отдельным дням он будет идти новым, удлиненным маршрутом. Время в пути увеличится почти на два часа.
Объезд долгий и неизбежный
Обычно «Ласточка» сообщением Петербург – Псков идет в среднем 3,5 часа. Но с апреля РЖД частично изменили поездам расписание: по нему «Ласточки» поедут необычно длинным маршрутом – вместо Плюссы и Струг Красных через Дно и Порхов. Из-за этого время в пути у поездов увеличится до 5,5-шести часов.
Больше всего не повезло поезду №814 сообщением Псков – Петербург. Он будет идти 5 часов 59 минут.
Изменения коснутся «Ласточек» отправлением из Петербурга и Пскова с середины апреля по середину мая. В основном, изменения коснулись поездов отправлением по вторникам, средам и четвергам, когда пассажиропоток существенно меньше, чем в другие дни. Также изменения минимально затронули майские праздники.
Корректировки в расписании связаны «с проведением плановых работ по капитальному ремонту пути на перегонах Торошино – Любятово (Псковская область) и Луга – Серебрянка (Ленинградская область) Октябрьской железной дороги», сообщил сайт дороги.
Как стереть маршрут с лица земли
Петербург и Псков связаны железной дорогой уже 165 лет. Сообщение между ними было открыто вместе с линией Петербург – Варшава. Оно прерывалось только по особым историческим поводам: например, в ноябре 1905 года в дни политической стачки, во время февральской революции 1917 года, в Гражданскую и Великую Отечественную.
В 1970-80-х годах поездов на маршруте Петербург – Псков было много: и местных (из Пскова и Пыталова), и проходных (из стран Балтии, Калининграда, Украины, Молдовы). Даже в 90-е сообщение сохранялось: в Псков из Петербурга ходили полноценный ночной поезд и дневной экспресс.
Но в 2000-е годы, при Владимире Якунине, началась реформа РЖД. И маршрут «попал под колесо». Было решено, что пригородным поездам негоже ездить между станциями, расстояние между которыми больше 200 км. И дневной экспресс в Псков отменили. В РЖД стали запускать на маршруте странные, неудобные поезда.
Были вечерний сидячий поезд раз в неделю и ночные прицепные вагоны, которые шли около десять часов. А еще ночной поезд, который больше стоял, чем ехал. Через Псков запускали поезд Петербург – Великие Луки, из-за чего вместо 7-8 часов состав шел 13, а в Псков приходил в три часа ночи. Какое-то время ходил удобный дизель-электрический поезд, но его тоже отменили.
Постепенно поездов на этом направлении не осталось совсем. В 2015 году с маршрута ушел последний поезд Петербург – Рига. И все райцентры Псковской области, расположенные на железнодорожной ветке, – Плюсса, Струги Красные, Остров и Пыталово – остались без прямого сообщения. Люди писали в РЖД и администрации областей отчаянные письма, но им отвечали: «Маршрут экономически нецелесообразен».
«Ласточка», развеявшая тучи
Убитое железнодорожное сообщение между Петербургом и Псковом восстановили лишь в августе 2018 года, когда между городами запустили регулярную «Ласточку». Поезд стал ходить ежедневно. Спрос на него был таким высоким, что уже через неделю добавили вторую, а потом третью «Ласточку» (продлив их маршрут до Печор). В отдельные дни стали запускать еще и четвертую «Ласточку» – ночную, а теперь дополнительно сделали и пятую, которая назначается по праздникам.
Поскольку половина пути на маршруте не электрифицирована, примерно 150 км электричку тянет тепловоз, что довольно романтично в эпоху всеобщей электрификации. Именно на подцепку локомотива поезд каждый раз тратит 15 минут на станции Луга.
В 2023 году РЖД добавили «Ласточкам» дополнительную остановку возле аэропорта Пулково.