Замерил духоту в двухэтажных вагонах РЖД. Когда поезд стоит – качество воздуха падает в разы

Ни РЖД, ни производители вагонов не озабочены качеством воздуха в поездах. Я замерил, как растет концентрация двуокиси углерода в купе во время длительной стоянки поезда

С тем, что духота в вагонах российских поездов дальнего следования – большая проблема, уже, кажется, никто не спорит. Однако обсуждать эту тему с проводниками, руководством перевозчика или даже вагоностроителями сложно – они считают эту тему субъективной: кому-то в вагоне душно, кому-то нет. Но в действительности это не так. Духоту можно замерить, у нее есть конкретные параметры, а промышленность выпускает специальные приборы, которые фиксируют качество воздуха.

Замерил духоту в двухэтажных вагонах РЖД. Когда поезд стоит – качество воздуха падает в разы
Посадка в поезд №29/30 на Восточном вокзале Москвы

Зачем нужна вентиляция

Нам становится душно, когда в закрытое помещение не поступает свежий воздух. Люди дышат, повышая в воздухе концентрацию углекислого газа или двуокиси углерода (CO2). Согласно предписаниям главного санитарного врача за 2003 год, эта концентрация в купе пассажирского вагона не должна превышать 0,1 об.%. Если перевести на понятный язык, то это означает, что в одном кубометре воздуха должно быть не больше 1000 см³ CO2 (1000 ppm). Примерно такие же параметры рекомендуются для помещений.

Медиками установлено, что, если долго дышать воздухом с повышенным содержанием двуокиси углерода, в организме человека начинаются изменения: учащаются пульс и дыхание, появляются головные боли, ухудшается качество сна. Кроме того, если один из пассажиров в купе болен любой вирусной инфекцией, то в застойном воздухе быстро увеличивается концентрация этого вируса, и повышается вероятность инфицирования соседей по купе или вагону.

Что показали замеры в поезде

Замерил духоту в двухэтажных вагонах РЖД. Когда поезд стоит – качество воздуха падает в разы
Тестер качества воздуха

На бытовом уровне замерить качества воздуха можно с помощью бытового анализатора качества воздуха. В последнее время они становятся все более доступными. Мой – не из дешевых (совсем дешевые приборы имеют большую погрешность), но и не промышленный, поэтому я всегда подчеркиваю, что мои замеры носят приблизительный характер.

Я проводил измерения во время своей поездки в двухэтажном вагоне по маршруту Москва – Петербург. Поезд №30 сообщением Белгород – Петербург из Москвы отправляется с Восточного вокзала. Я ехал в штабном вагоне на нижней полке второго этажа. Вместе со мной ехали еще два человека на верхних местах.

Замерил духоту в двухэтажных вагонах РЖД. Когда поезд стоит – качество воздуха падает в разы
Купе двухэтажного поезда перед прибытием в Петербург

Наш поезд отправился с Восточного вокзала в 0:15 и в 0:35 остановился для технической стоянки на станции Лихоборы. Там поезд меняет направление движения. К этому моменту мы устроились в купе, закрыли дверь, мои соседи легли спать, а я произвел первый замер качества воздуха. Прибор показал идеальный микроклимат – комфортную температуру в +22,5 градуса и концентрацию CO2 – 385ppm. Это минимальное значение, которое может показывать анализатор. Если выйти на улицу, то все равно будет 385. Так что лучше не бывает! Прибор писал: excellent (превосходно) и показывал улыбающийся смайл.

Замерил духоту в двухэтажных вагонах РЖД. Когда поезд стоит – качество воздуха падает в разы
00:36

Во время стоянки поезда от состава отцепили электровоз и прицепили с другой стороны, чтобы поезд мог сменить направление движения. Так что почти 45 минут в вагоне не работала вентиляция. Человеческий организм обычно не реагирует на духоту моментально. Я прислушивался к ощущениям, понимал, что становится душно, но знал, насколько.

Замерил духоту в двухэтажных вагонах РЖД. Когда поезд стоит – качество воздуха падает в разы
1:31

Когда поезд тронулся, вентиляцию еще не включили, и я произвел замеры (это было в 1:31). Прибор показал концентрацию CO2 – 1037ppm, а температуру воздуха – 26,4 градуса (при норме в +24 градуса). Смайл из улыбающегося превратился в грустного, а на экране появилась надпись pollution (загрязнение).

Здесь уместно напомнить, что в купе нас было трое. Если было бы четверо, то концентрация углекислого газа и температура были бы еще выше. Уже утром соседи с верхних полок жаловались, что не могли уснуть, пока было душно. А вентиляцию включили далеко не сразу после отправления, причем на минимум.

Замерил духоту в двухэтажных вагонах РЖД. Когда поезд стоит – качество воздуха падает в разы
01:37

В 1:37 – через 15 минут после отправления поезда – анализатор показывал концентрацию CO2 в 646 ppm, а температуру воздуха – 27,4 градуса. Последний раз перед сном я сфотографировал прибор в 3:13. Концентрация была 556ppm, а температура – 25,7 градусов.

Замерил духоту в двухэтажных вагонах РЖД. Когда поезд стоит – качество воздуха падает в разы
3:13

Наш поезд прибывал в Петербург в 10:50. Но почему-то уже в 9:15 начальнику поезда захотелось поговорить с пассажирами по радио, и он всех разбудил. С другой стороны, выручка за чай и кофе сама себя не сделает, поэтому чем раньше встанут пассажиры, тем богаче будут проводники. Утренний замер показал уже вполне комфортный климат – температуру воздуха +24,5 градуса и минимальные значения CO2. Смайл вновь радовался жизни.

Замерил духоту в двухэтажных вагонах РЖД. Когда поезд стоит – качество воздуха падает в разы
9:30

Комплексная проблема РЖД

Выводы из этого замера следующие:

1. Прибор подтвердил мои личные ощущения из прошлых поездок. На втором этаже двухэтажного вагона во время движения поезда и при корректно работающей вентиляции климат поддерживается на комфортном уровне. На первом этаже обычно все хуже, но это будет предметом отдельного исследования.

2. В двухэтажных вагонах не работает вентиляция, когда поезд остается без электроснабжения от локомотива. Окна в купе тоже не открываются. Поэтому в случае длительной стоянки для замены электровоза/тепловоза параметры качества воздуха сильно падают. Что будет в случае поломки локомотива где-нибудь под палящим летним солнцем, даже думать не хочется.

3. Обращаю внимание на то, что я ехал в «межсезонье» с наружной температурой воздуха +2…+5 градусов. Замеры летом в жару или наоборот зимой в морозы, когда включается отопление от батареи, дали бы другие результаты.

4. Проблема климата – комплексная. Она недооценена и производителем вагонов, и руководством ФПК, и проводниками. В условиях конкретной поездки включение системы вентиляции на максимум перед длительной стоянкой и сразу после отправления могло бы помочь. Но у проводников попросту нет соответствующих инструкций, думаю, их начальство даже никогда не думало о необходимости подобных мер.

5. Температурный режим в купе также нарушается, из замеров видно, что воздух прогревается до +27. При этом табло в коридоре вагона показывает заниженную температуру (+22…+23 градуса).

И, наконец, главное. То, что я показал, – это весьма приличный результат. Если бы это был какой-нибудь одноэтажный купейный или плацкартный вагон 15-20-летней давности, да еще и зимой, прибор бы просто зашкаливал от превышения ppm.

Во время этой поездки я никак не общался с проводниками. Я поставил перед собой задачу зафиксировать качество воздуха «как есть». Да и что я сказал бы? «У меня с собой анализатор воздуха, он показывает 1000 ppm»? Мне вызвали бы наряд врачей на ближайшей же станции.

Пассажирам, сталкивающимся с духотой, можно посоветовать лишь одно: требуйте от проводников включения вентиляции, напоминайте про температурные нормы, обращайтесь к начальнику поезда, а если не помогает, то на «горячую линию» РЖД.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. andrey

    Дядя, для начала изучи конструкцию двухэтажного вагона. (Я вам поясню)
    Двухэтажный вагон не имеет генератора, подача напряжения осуществляется не при движении поезда а через высоковольтный кабель от локомотива. Соответственно при стоянки поезда ну никак не влияет подача воздуха в куппе. Спасибо за внимание , но стоит отметить , что если производится смена локомотива то тут да , потерпеть придётся

    Ответить
  2. Анатолий

    Для Андрея . При длительных стоянках поезда контактный провод локомотива часто отключают от контактного провода . Естественно система кондиционирования перестает работать со всеми негативными последствиями для пассажиров . В последнее время опасаюсь ездить на поездах , хоть и в хорошем купе . Причина плохая обновляемость воздуха из вневагонного пространства . Увеличивается СО2 (углекислый газ ) и у меня как гипертоника высоко поднимается
    артериальное давление , плохо компенсируемое приемом лекарств . Стоит выйти из вагона на конечной станции , как наблюдается обратный эффект .Из-за приема большой дозы лекарств от гипертонии на свежем воздухе резко падает артериальное давление , вплоть до 95 мм рт. ст . , что также опасно . Вот и » покатайся » на таких поездах , того и гляди , чтобы не дать «дуба » раньше срока в этих «консервных банках». И самое главное , что закрыты наглухо все окна и не разрешается их открывать даже ночью , когда за окном свежий воздух , особенно в ночное время . Вот такой ненавязчивый сервис в РЖД .

    Ответить