Решение о строительстве ВСМ Петербург – Москва принято: что известно и кто пострадает

Новости

Домчаться за 2 часа 15 минут на поезде из Петербурга до Москвы – кажется фантастикой. Но именно такую идею озвучил глава Минтранса Виталий Савельев на совещании с участием президента Путина. Сегодня самый быстрый поезд «Сапсан» проходит магистраль между двумя городами за 3 часа 30 минут. Разбираемся, насколько новая идея жизнеспособна и что она несет россиянам.

Решение о строительстве ВСМ Петербург – Москва принято: что известно и кто пострадает
Фото: РИА Новости

Позади планеты всей

Верхняя Пышма Свердловской области, где устроили совещание по поводу высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург, знаменита своими машиностроительными предприятиями. В том числе, там находится ООО «Уральские локомотивы» (входит в группу компаний «Синара»). Здесь создают подвижные составы для пассажирских и грузовых перевозок. Одна из последних разработок – скоростной поезд нового поколения «Финист» (аналог «Ласточки»), который на 99% изготовлен из отечественных комплектующих. Но максимальная скорость «Финиста» всего 160 км/ч, так что по высокоскоростной магистрали пойдет совсем другой поезд.

Решение о строительстве ВСМ Петербург – Москва принято: что известно и кто пострадает
Поезд «Финист»

Пока у него нет названия, есть только макет: цвет – черный, в дизайне просматривается российский триколор. Уже заявлена максимальная скорость нового состава: 400 км/ч. Инженерам с нуля предстоит создать полностью отечественный поезд, какого еще никогда не создавала российская промышленность. По сути, наша страна только начинает развивать сектор высокоскоростных ж/д перевозок, в то время как мир в этом направлении ушел далеко вперед.

Решение о строительстве ВСМ Петербург – Москва принято: что известно и кто пострадает
Макет скоростного поезда. Фото: РИА Новости

Достаточно вспомнить самый быстрый поезд в мире – шанхайский маглев, развивающий скорость до 460 км/ч, поезд Fuxing (Китай), чья рабочая скорость – 350 км/ч или JR East E5 (Япония) со скоростью 320 км/ч.

Да и Европа уже давно может похвастаться высокоскоростными поездами. У Германии есть ICE 3 (330 км/ч), у Франции –TGV (320 км/ч), у Испании – AVE S103 (300 км/ч), у Италии – Frecciarossa (300 км/ч). Даже в Марокко давно нас обогнали – поезда, курсирующие на местной магистрали Al Boraq, развивают скорость до 320 км/ч.

Теоретически «Сапсан», который сегодня курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом, тоже может развивать скорость до 350 км/ч, но на железных дорогах России есть ограничение – 250 км/час. Сегодня средняя скорость поезда «Сапсан» на направлении Петербург – Москва – около 180-200 км/ч. Потому и возникла идея создания особой выделенной магистрали, чтобы соединить Москву с северной столицей.

Кроме того, напомним, что от российского в «Сапсане» (и в «Ласточке») только название: сам поезд принадлежит к немецкому семейству поездов Velaro компании Siemens, которая ушла из России. Так что надежда теперь только на себя.

Каких-то 11 триллионов

По задумке, новые поезда будут курсировать между Петербургом и Москвой с частотой автобусов – каждые 10-15 минут. Такую цифру озвучил глава Минтранса Савельев. Он же рассказал, что время в пути от Москвы до Твери составит 39 минут, от Петербурга до Великого Новгорода — 29 минут. Протяженность магистрали – 679 километров, она пройдет через Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую, Московскую области.

Решение о строительстве ВСМ Петербург – Москва принято: что известно и кто пострадает

Уже решено, что созданием поезда займутся группа «Синара» совместно с «Трансмашхолдингом». Опытный образец поезда нужно создать к 2026 году, после чего начнутся испытания. К 2028 году, по словам Савельева, должна быть закуплена первая партия из 28 поездов. На ее создание нужно 148 миллиардов рублей. А для строительства трассы только из федерального бюджета потребуется почти 610 млрд рублей. Кроме того, 580,6 млрд рублей хотят взять из Фонда национального благосостояния.

Магистраль планируется создать по принципу государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения. Уже создана компания «ВСМ две столицы», которая станет акционером. В перспективе власти хотят запустить скоростные поезда в Рязань, Казань, Екатеринбург, Адлер и Минск. Как рассказывал ранее глава РЖД Белозеров в интервью РИА Новости, большую часть запланированных в России ВСМ построят к 2043 году.

Создание  четырех ВСМ (включая трассу Москва – Санкт-Петербург, а также ВСМ Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Адлер, Москва – Нижний Новгород – Казань — Екатеринбург и Москва – Смоленск — Минск), как выяснил «Коммерсантъ», потребует почти 11 трлн рублей. Уточним, что высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная ж/д линия для поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час. Сейчас в России таких дорог нет.

Будет плохо людям, лесам и медведям

Ну а теперь о больном. Строительство ВСМ – мероприятие инвазивное. Говоря проще, на пути трассы живут люди, и их дома придется сносить. Еще в 2020 году жители Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, услышав о трассе, всерьез забеспокоились.

В сети ВКонтакте с 2020 года существует группа «ВСМ Протест Тверь»: здесь опубликована петиция к президенту РФ от жителей пяти поселений Тверской области, через которые будет проходить ВСМ. В ней, в частности, написано, что трасса пройдет в непосредственной близости от 33 населенных пунктов с населением 1200 человек. Часть домов планируется к сносу, не говоря о том, что территория, по которой пройдет магистраль, является заповедной – здесь много природных и археологических памятников. Жители взывают к соблюдению Конституции и просят отвести магистраль на безопасное расстояние от их жилья.

В Новгородской области магистраль затронет минимум 35 поселений в Окуловском, Маловишерском и Новгородском районах. Многие дачники, чьи дома попадают под снос, ознакомившись с утвержденным проектом ВСМ, начали судиться с заказчиком, но пока никаких сообщений о результатах нет. В сети ВКонтакте опубликовано их отчаянное письмо Путину: «Приобретая участки и начиная строительство, мы были уверены в том, что жизнь вдали от городской суеты – это красивая природа, свежий воздух, безграничные просторы, тишина и умиротворение. Ради этого многие горожане решились на переезд в загородный дом, а сейчас получается, что ВСМ пойдет по нашим домам и участкам или в непосредственной близости. Нас возмущает этот факт!!!»

Плохо не только людям: от строительства ВСМ может всерьез пострадать экология. Например, в районе Малой Вишеры магистраль проложат параллельно реке Мсте, что скорее всего закончится ее загрязнением. Пострадают и соседние леса: для строительства магистрали их планируют вырубить. При этом Министерство лесного хозяйства и экологии Новгородской области даже не сочло нужным заказать экологическую экспертизу. И уже понятно, что при прокладке трассы, которая разделит лес пополам, пострадают дикие животные, как это уже случилось при прокладке скоростной автодороги М-11 Москва – Петербург.

В тревоге и петербуржцы. В ноябре 2023 года 120 жителей исторического квартала Фарфоровский пост под Петербургом опубликовали открытое обращение к президенту: они попросили изменить проект строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург. В нынешнем проекте под снос попадает 4 жилых дома и ж/д станция из исторического ансамбля.

Фарфоровский пост вместе с историческим многоарочным путепроводом – Фарфоровским мостом – является «железнодорожными воротами» Петербурга. В прошлом году семь зданий ансамбля признали исторически ценными, а остальные попали в полосу отвода для строительства ВСМ. Здания фарфоровского поста считаются уникальным примером сохранившейся железнодорожной архитектуры рубежа XIX и XX веков.

Решение о строительстве ВСМ Петербург – Москва принято: что известно и кто пострадает
Здания Фарфоровского поста в Петербурге

Кроме того, для нового терминала ВСМ в Петербурге планируют снести склады Кокоревых, которые расположены вблизи Московского вокзала на Лиговском проспекте, сообщает издание MR7.RU. Весной прошлого года, несмотря на бурные обсуждения, комиссия по градостроительству, земельным и имущественным вопросам ЗакСа внесла поправки к закону 820-7 о «границах и режимах зон охраны». Историческую застройку вывели из-под охраны закона, и теперь ей грозит уничтожение.

Экономически нецелесообразна?

Уже предварительно подсчитана средняя цена билета на поезд по маршруту ВСМ – около пяти тысяч рублей. А что, если потребитель предпочтет самолет? Цена сопоставимая и даже выше. Но что думает о трассе народ? Большинство подписчиков нашего телеграм-канала сомневаются в разумности прокладки трассы:

«Не выгорит – рентабельно не будет», – уверен Александр.

«Зачем? И так оптимальное время в пути, учитывая такое расстояние», – недоумевает Николай, имея в виду «Сапсаны».

«А зачем так часто?» – спрашивает Евгений, имея в виду 15-минутные интервалы в движении будущих поездов.

«Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники», – иронизирует Ян, поставив картинку из мультфильма «Падал прошлогодний снег».

«Чушь собачья все это», – пишет Вячеслав.

Ему отвечает подписчик, которому явно нравится идея ВСМ:

«Когда побегут в 2028 скоростные… Все тут утихнут… Помню, как в начале строительства Крымского моста так же некоторые сомневались, а теперь по нему бегут поезда и едут автомобили».

Принципиальное решение, как бы то ни было, принято. Теперь главное – минимизировать количество пострадавших, прислушавшись к голосам людей. Время на это еще есть.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий