Фанаты проводили последний ЧС200 – скоростной электровоз-легенду

Блог

На днях прошел слух, что легендарный электровоз ЧС200 уходит в историю. Фанаты, поверив тому, что локомотив отправляется в последний рейс, решили проводить его. А мы расскажем историю этого локомотива.

Фанаты проводили последний ЧС200 – скоростной электровоз-легенду

009 ушел по-английски

Есть люди, для которых поезда и электровозы – практически живые существа. И когда приходит конец их службы, то их провожают в последний путь, как человека, иногда со слезами на глазах. 27 февраля вечером фанаты хотели собраться у фирменного поезда «Экспресс», который должен был возглавлять легендарный электровоз ЧС200. Информация об этом появилась в паблике «Подслушано электрички Москвы».

Там же содержалось предупреждение: «В связи с последним рейсом ЧС200-009, для предотвращения повышенного интереса к нему место стандартной стоянки может быть изменено и электровоз будут усиленно охранять. Будьте максимально аккуратны».

Так и получилось. Вместо того, чтобы отправиться вечером, электровоз отбыл в 13:50 с дневным двухэтажным поездом 742 Москва – Санкт-Петербург. Но и там его успели сфотографировать и потрогать неравнодушные.

В том же паблике было высказано предположение, что ЧС200 хотят поставить на консервацию до лета и пускать в работу в пик перевозок. Авторы канала также выразили надежду, что электровозу дадут статус ретроэлектровоза.

Трагедия в том, что из знаменитого семейства ЧС200 этот локомотив – единственный, оставшийся «в живых».

Фанаты проводили последний ЧС200 – скоростной электровоз-легенду
Фото: «Подслушано электрички Москвы»

Однако, как бы насмехаясь над любителями, электровоз вышел в рейсы и на следующий день после «проводов», и через день.

Электровоз от Франтишека: флагман Октябрьской ж/д

Сам по себе электровоз ЧС200 – уже музейная редкость, поскольку таких было выпущено всего 12 штук. Своим появлением электровоз обязан ж/д линии Москва – Ленинград, для которой он и проектировался по заказу Правительства СССР в Чехословакии на заводе Škoda в городе Пльзень: линии был нужен мощный и скоростной локомотив, к тому же в планах МПС было увеличение числа вагонов в поездах на этом направлении.

Его разработка началась в 1969 году. Проектированием руководил ведущий инженер завода Франтишек Палик. Он взял за основу электровоз постоянного тока ЧС2, который хорошо зарекомендовал себя на железных дорогах СССР. Но ЧС200 получился совсем другим и внешне, и по качествам: его сделали двухсекционным, а мощность возросла на 40 процентов (до 8 тысяч киловатт) по сравнению с предшественником.

В процессе проектирования форма кузова и кабины будущего локомотива менялась четыре раза – из-за того, что все модификации показывали плохие результаты при испытаниях в аэродинамической трубе. В итоге вариант кузова и кабины «скопировали» с чешского электровоза ES499, который использовался для внутренних перевозок в Чехословакии: на испытаниях он показал скорость 219 км/ч. 

Фанаты проводили последний ЧС200 – скоростной электровоз-легенду
Опытный ЧС200-002 в музее Октябрьской ж.д. на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга. Википедия

Условное обозначение ЧС200 расшифровывается просто: «Ч» – чехословацкий, 200 – расчетная скорость при эксплуатации. С такой скоростью электровоз может вести состав, состоящий из 12 – 14 пассажирских вагонов. При этом конструкционная скорость электровоза составляет 220 км/ч.

Два первых опытных ЧС200 сошли с конвейера в 1974 году. В том же году оба прибыли в локомотивное депо Ленинград-Пассажирский-Московский для прохождения скоростных испытаний. По результатам этих испытаний в конструкцию локомотива внесли изменения и с 1979 по 1980 год выпустили на заводе Škoda 10 серийных электровозов ЧС200. Каждый из них получил номер – с 003 по 012-ый.

На отечественных железных дорогах ЧС200 появились в 1979 году. Местом «приписки» новичков стала Октябрьская железная дорога. Локомотивы начали обслуживать пассажирские, скорые и скоростные поезда на линии Ленинград – Москва. В дальнейшем они стали работать с другими поездами Северо-Запада на электрифицированных постоянным током линиях.

Старая любовь не ржавеет

ЧС200 – по возрасту это действительно «динозавры» российских железных дорог. Но не по качествам. Как ни удивительно, и в 1980-е, и до последних лет ЧС200 – оставался единственным в России локомотивом, способным разгоняться до 200 километров в час и не требовать замены. Без этих электровозов не ходили бы скоростные поезда локомотивной тяги – ни «Русская Тройка», ни «Аврора», ни «Невский Экспресс».

Фанаты проводили последний ЧС200 – скоростной электровоз-легенду
Фото: Алексей Уланов

Знатоки скажут: есть же ЭП20, совместное детище Трансмашхолдинга и французской компании Alstom, рожденное в 2011 году к Зимней Олимпиаде в Сочи-2014 (именно поэтому серию ЭП20 назвали «Олимп»). Да, он рассчитан на скорость 200 км/ч. Но иногда подводит. В 2020 году в модели были обнаружены дефекты, из-за чего скорость ЭП20 ограничили и отстранили от работы с поездом «Невский Экспресс», чья скорость рассчитана на 200 км/ч.

Фанаты проводили последний ЧС200 – скоростной электровоз-легенду

А тут как раз кстати пришелся наш старый знакомый ЧС200.

Когда в апреле 2022 года на маршрут между Петербургом и Москвой «Невский экспресс» вернулся на линию после ремонта, в пару с ним поставили электровоз ЧС200-009. Тот самый девятый номер, который фанаты ходили «провожать в последний путь» в феврале 2024 года.

Для работы с «Невским экспрессом» локомотив покрасили в специальную серо-голубую ливрею в тон всего состава. И он пока ни разу не подвел!

Если верить Википедии, по состоянию на 2022 год в пассажирской эксплуатации в России оставалось восемь электровозов с номерами 003—006 и 009—012. Но сейчас остался один-единственный ЧС200-009, который и оплакивали фанаты.

Даже если он останется на ходу, легенда почти ушла с российских железных дорог. Кто ее заменит? Своего электровоза, как и своего высокоскоростного поезда, у России так и не появилось. Зато мы очень любим рекламировать высокоскоростные магистрали. По которым пока что нечего запускать.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий