«Хуже компоновки не бывает, у окошка не сесть». Пассажиры обругали трамвай с сиденьями «как в метро»

Блог

Новость о запуске производства в Петербурге трамваев «Невский» породила сразу две дискуссии. Пассажиры жалуются, что в вагоне часть сидений в салоне установлены «боком», а это значит, что полноценно покататься глядя в окошко не получится. Специалисты в транспортной отрасли спорят об оправданности покупки двухкабинных вагонов. Мне хочется встать на сторону производителя.

«Хуже компоновки не бывает, у окошка не сесть». Пассажиры обругали трамвай с сиденьями «как в метро»
Трамвай «Невский». Фото: ПК ТС

Трамвай «Невский»

Я уже рассказывал, что в Петербурге наладили производство трамвая модели 71-932 «Невский» от ПК ТС, широко известного «Витязем». Субъективно мне кажется, что ПК ТС на сегодняшний день производит лучшие трамваи на российском рынке, хотя я понимаю, что могу породить таким заявлением широкую дискуссию. Но я сужу как пассажир.

Трамвай «Невский» – интересный проект. По сути, это «Витязь», только с двумя кабинами и дверьми с двух сторон салона. В 2023 году город получит 38 таких вагонов, из них как минимум восемь должны поступить в ближайшее время для работы на городском трамвайном маршруте №30, который запустят между станциями метро «Новочеркасская» и «Ладожская» на время закрытия «Ладожской» на ремонт.

В вагоне будут USB-розетки, информационные экраны, подогреваемые зоны у дверей, чтобы не скапливалась наледь при входе в салон. Кроме того, за счет установки более мощных гелевых аккумуляторов запас автономного хода трамвая увеличился до трех километров, поэтому в случае обрыва контактной сети, трамвай сможет продолжить работу на линии.

Кому нужны двухкабинные трамваи

Целесообразность строительства двухкабинных трамваев вызвало целую дискуссию. Мол, это невыгодно и дорого, потому что очевидно, что трамвай с двумя кабинами и в два раза большим количество дверей – технологически более сложный, чем трамвай с одной кабиной. В нем в два раза больше дорогих комплектующих.

«Хуже компоновки не бывает, у окошка не сесть». Пассажиры обругали трамвай с сиденьями «как в метро»
Трамвай «Невский». Фото: ПК ТС

Так-то он так. Но для Петербурге двухсторонние трамваи – не новость. Их поставляли и раньше из Беларуси, и делали в Петербурге. Если бы не такие вагоны, не удалось бы организовать реверсивное движение – например, в 2013 году трамвая №3 от площади Репина до Сенной площади. А несколько лет назад не пошел бы по Васильевскому острову трамвай №6 на время закрытия на ремонт Тучкова моста.

Наконец, сейчас двухкабинные двухсторонние трамваи пойдут от «Ладожской» до «Новочеркасской». Если бы не было таких трамваев, не удалось запустить бы эти маршруты, ведь никто не стал бы строить разворотное кольцо для трамваев внутри исторической застройки. Пришлось бы запускать автобусы. А это дополнительная нагрузка на городскую инфраструктуру, пробки, загазованность и т.д. К тому же трамваи могут перевозить больше людей за один рейс!

В мире немало городов, где используются такие вагоны и где трамвайная система спланирована без разворотных колец. Например, в Будапеште. Или, кстати, в Евпатории – на всех маршрутах, кроме первого.

Сиденья боком

Но, как ни странно, право на существование двухсторонних вагонов – не единственная тема, которая взбудоражила общественность. Когда я опубликовал в нашем телеграм-канале новость про трамвай «Невский», под ней разгорелась дискуссия об уместности установки сидений боком, как в метро. А в «Невском» (как и в «Витязе»), в центральной секции, сиденья стоят именно так.

«Хуже компоновки не бывает, у окошка не сесть». Пассажиры обругали трамвай с сиденьями «как в метро»
Трамвай «Невский». Фото: Фонтанка.ру

«Хуже компоновки быть не может, какой идиот расположил сидения как в вагоне метро?» – написал один из читателей. Ему ответили, очевидно, имея в виду «Витязь-М»: «Московские уже давно с такой рассадкой лицом друг к другу – всегда сажусь именно на эти места». Завязался спор.

Противники боковых мест говорят: не удобно сидеть лицом друг к другу, неудобно смотреть в окно. Сторонники вторят – если боковые места не все, а только часть, то почему бы и нет? К тому же трамваи с боковым расположением мест встречаются не только в России.

«Хуже компоновки не бывает, у окошка не сесть». Пассажиры обругали трамвай с сиденьями «как в метро»
Трамвай Bombardier Flexity Outlook

И тут я вступлюсь за производителя. Во-первых, очевидно, что боковые места нужны конструктивно. На фото видно, что под ними находится оборудование.

Во-вторых, лично я боковыми местами пользуюсь – например, при поездках на небольшие расстояния или с багажом. Особенно неудобно, если все обычные места заняты хотя бы одним человеком, тебе надо его поднимать, пролезать к окошку, а у тебя рюкзак или чемодан… Тогда садишься спокойно на боковое место и едешь 3-5-10 остановок.

В-третьих, в «Витязе» и «Невском» – как и во многих других трамваях, к сожалению, – обычные сидячие места находятся на возвышении. Так что пожилым людям не очень удобно туда забираться.

«Хуже компоновки не бывает, у окошка не сесть». Пассажиры обругали трамвай с сиденьями «как в метро»
Трамвай «Невский». Фото: Фонтанка.ру

В целом, микс из боковых и обычных мест отлично решает задачу перевозки большинства пассажиров, так что здесь я полностью поддерживаю ПК ТС. И да, если мне ехать далеко, то, конечно, я постараюсь сесть на обычное место, да еще и к окошку.

А что вы думаете?

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий