Как остановить поезд: в Германии проходит крупнейшая забастовка машинистов

Блог

Германия погрузилась в транспортный коллапс: профсоюз машинистов Германии GDL объявил о 24-часовой забастовке на пассажирском и грузовом транспорте. На немецкие железные дороги сегодня выходит лишь пятая часть поездов. Немцы бастуют регулярно, а вот российские железнодорожники повышения зарплаты в последний раз требовали в 2008 году, и дело закончилось поражением забастовщиков.

Как остановить поезд: в Германии проходит крупнейшая забастовка машинистов

«Забастовка – не забастовка, если не причиняет вреда»

На вокзалах Германии растерянность и шок: большинство поездов Deutsche Bahn стоит, люди не понимают, как добираться до мест. Ругать забастовщиков не принято: большинство понимает, что так они борются за свои права, и в Европе к такому развитию событий морально готовы.

«На платформе № 5 мужчина в солнцезащитных очках, пиджаке и с сигаретой в руке проверяет время отправления на синем табло. Он испытывает облегчение: его поезд ICE в аэропорт Дюссельдорфа прибывает вовремя. «Это хорошо. Мне еще нужно успеть на рейс в Барселону сегодня», – говорит он».

Как остановить поезд: в Германии проходит крупнейшая забастовка машинистов

Так начинается сегодняшний репортаж немецкой газеты «Frankfurter Allgemeine Zeitung». Герой репортажа – IT-бизнесмен из Франкфурта, который, узнав о забастовке, подготовился к ней заранее и изменил свой рабочий график. Его деловая поездка в Испанию в понедельник не планировалась. Первоначально рейс был забронирован на вторник, а вылет – из аэропорта Франкфурта. Однако там тоже объявлена забастовка, и его авиаперелет был отменен.

По словам бизнесмена, он понимает, что профсоюзы борются за трудовые права рабочих, и не ропщет. Сам он работает нередко по 12-13 часов в день и может «только мечтать о такой профессиональной солидарности, как у железнодорожных работников». Газета приводит и слова другого пассажира – отца семейства, которое было вынуждено круто изменить планы из-за стачки: «Конечно, мы были раздражены. Но мы также понимаем профсоюзных активистов. Забастовка – это не забастовка, если не причиняет вреда».

Чего хотят профсоюзы

Между тем профсоюз машинистов GDL требует от государственного железнодорожного концерна Deutsche Bahn линейного повышения заработной платы машинистов на 555 евро и разовой инфляционной компенсации в размере 3 тысяч евро, передает DW. Кроме того, профсоюз добивается сокращения продолжительности рабочей недели с 38 до 35 часов для тех машинистов, которые работают посменно.

Как остановить поезд: в Германии проходит крупнейшая забастовка машинистов

О забастовке профсоюз машинистов предупреждал заранее и делал все, чтобы ее не было. Но переговоры с главным железнодорожным ведомством Германии Deutsche Bahn (DB) зашли в тупик: они шли еще с ноября и, как заявил глава профсоюза GDL Клаус Везельский, монополист с 19 января не представил нового предложения по урегулированию конфликта. Вернее, руководство DB предложило компромисс – сокращение рабочего времени до 36 часов в два этапа к 2028 году – на который профсоюз машинистов не пошел.

В понедельник 11 марта Deutsche Bahn попыталась добиться прекращения забастовки в суде, но проиграла. А затем объявила, что намерена подать апелляцию в Земельный суд по трудовым спорам, сообщает немецкий таблоид t-online.

Представители бизнеса раскритиковали действия профсоюза как злоупотребление правом на забастовку и нанесение ущерба Германии: пострадали миллионы пассажиров железной дороги и экономика. Между тем у машинистов своя правда. Это уже шестая стачка GDL за последние четыре месяца, и останавливаться профсоюзы не намерены.

Забастовка – острое оружие

Россиянам, отвыкшим от стачек со времен октябрьской революции, не лишне напомнить, что забастовка – это организованное прекращение работы с целью добиться от работодателя выполнения каких-либо требований сотрудников. Профсоюзы, которые традиционно сильны в Европе, часто используют забастовку как способ разрешения трудовых споров, в частности, во время тарифных переговоров.

При этом профсоюзы транспортников разных отраслей часто действуют сообща. К примеру, в той же Германии 7 и 8 марта прошла предупредительная забастовка наземного персонала авиакомпании Lufthansa, организованная профсоюзом Ver.di. По данным Lufthansa, акция затронула около 200 тысяч пассажиров. Это уже третья акция протеста работников сферы общественного обслуживания Lufthansa. В результате их стачки 1 февраля в 11 немецких аэропортах были отменены более тысячи авиарейсов.

Одновременно германский профсоюз UFO призвал 19 тысяч бортпроводников Lufthansa и ее дочерней компании Lufthansa Cityline объявить забастовку на следующей неделе. Поэтому в следующий вторник не будет вылетов Lufthansa из аэропорта Франкфурта, а в среду – из аэропорта Мюнхена. Как пишет «Коммерсантъ», UFO требует повышения зарплаты бортпроводников на 15%, а также выплаты единовременной компенсации в размере €3 тыс. в связи с высокой инфляцией. 96% членов профсоюза проголосовали за проведение забастовки.

Какая еще забастовка? У нас все хорошо

В России такое развитие событий невозможно представить в принципе. Профсоюзы в большинстве отраслей давно стали «карманными», и числиться в них не имеет большого смысла. На интернет-странице профсоюза РЖД Роспрофжел (Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей) тишь и благодать: отчеты о заседаниях и фото счастливых семей трудящихся отрасли. Какая еще забастовка? У нас все хорошо.

Между тем машинисты на железной дороге в России зарабатывают в среднем около 53-60 тысяч рублей в месяц: слишком мало за риск, с которым сопряжена их работа. Нередки и случаи переработки на железных дорогах, которые чреваты авариями и катастрофами. Однако потребовать увеличения зарплаты и улучшения условий труда радикальным методом давно не приходит в голову никому. «Забастовка работников РЖД» – звучит фантастически. Хотя право на забастовку в Конституции РФ существует – достаточно почитать Статью 37.

Как остановить поезд: в Германии проходит крупнейшая забастовка машинистов

Последний раз локомотивные бригады в России бастовали в апреле 2008 года. Забастовка была организована независимым от РЖД Российским профсоюзом локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ). Тогда на стачку вышли 14 бригад машинистов электропоездов, что составляло примерно 5 процентов от всех локомотивных бригад электропоездов.

Несмотря на малое количество забастовщиков, им удалось оставить без транспорта пассажиров подмосковных электричек в час пик, писала Лента.ру. Они потребовали повышения зарплаты с 35-37 тысяч рублей до 60 тысяч, а также возврата отмененных доплат за выслугу лет и включения представителей РПЛБЖ в состав комиссий по заключению коллективного трудового договора.

Забастовщики утверждали, что не раз доносили эти условия до руководства РЖД, однако ответа не получили и на этом основании начали забастовку без предупреждения. Легальным путем профсоюзу пойти не дали: еще в 2007 году, как писал «Коммерсантъ», Московский городской суд удовлетворил иск РЖД и признал запланированную забастовку РПЛБЖ незаконной.

После апрельской стачки своих требований бригады так и не добились, а впоследствии часть работников была уволена и привлечена к ответственности по статье ТК РФ. А у РЖД появился повод заявлять, что забастовки работников железной дороги в России запрещены законом.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий