«Ласточку» научились делать сами, а польские трамваи не смогли починить. Что происходит с импортным подвижным составом в России

Блог

На лентах новостей соседствуют две новости. В Екатеринбурге произвели первые импортозамещенные «Ласточки» – поезда ЭС104. В Москве из-за недостатка запчастей отставили от работы все польские трамваи Pesa. Как такое может быть? И что вообще происходит с локализацией производства в России.

В связи с санкциями дела на железной дороге в России идут очень по-разному. Какой-то подвижной состав перестали производить совсем и отставили от эксплуатации. Другой – продолжают делать и только наращивают темпы производства. Но как такое может быть? Смотрим, что известно о производстве конкретных типов подвижного состава.

Самый продвинутый пассажирский электровоз ЭП20 снят с производства. Этот электровоз – единственный, который может эксплуатироваться одновременно под переменным и постоянным током и разгоняться до 200 км/ч. Российский «Трансмашхолдинг» его производил вместе с французским Alstom. В будущем в РЖД ожидают отечественный аналог, а пока количество поездов, которые курсируют с ЭП20, сокращается.

«Ласточку» научились делать сами, а польские трамваи не смогли починить. Что происходит с импортным подвижным составом в России
Электровоз ЭП20 с поездом «Невский экспресс» в Петербурге

Электропоезд «Иволга» всегда позиционировался как российский. При этом по качеству он сравним с «Ласточками». Поезд производится в Твери и поставляется в Москву. Производитель никогда особо не скрывал, что при производстве электрички активно использовались зарубежные компоненты, а в 2022 году после введения санкций открыто признавал, что теперь, например, тяговые преобразователи, разработанные швейцарской ABB и производимые в Латвии, заменят на российские с комплектующими из Китая. На сколько поезд импортозамещен, не раскрывается.

«Ласточку» научились делать сами, а польские трамваи не смогли починить. Что происходит с импортным подвижным составом в России
Электропоезд «Иволга» в Лобне

«Ласточка» больше не будет производиться в России. Этот поезд РЖД начали закупать к Олимпиаде 2014 года в Сочи у компании Siemens. Затем постепенно производство освоили на заводе «Уральские локомотивы» в Свердловской области. После введения санкций и ухода Siemens из России производство «Ласточек» было остановлено. Им на смену завод разработал и создал новый электропоезд ЭС104, который, судя по всему, назовут «Финист». Насколько этот поезд импортозамещен, никто не знает. РЖД пишет о нем, как о «полностью собранном из отечественных компонентов», государственное информагентство ТАСС со ссылкой на группу компаний «Синара» (которой принадлежат «Уральские локомотивы») пишет об импортозамещении на 99%.

«Ласточку» научились делать сами, а польские трамваи не смогли починить. Что происходит с импортным подвижным составом в России
Электропоезда «Ласточка» и ЭС104

Двухэтажные вагоны модельного ряда «2020», «напичканные» электрикой – в том числе беспроводными зарядками, не производятся. Формально объявления о снятии с производства сообщений не было, но в ФПК/РЖД в последний год не сообщали о получении таких вагонов и об их включении в составы поездов дальнего следования. Новые двухэтажные поезда формируются из вагонов прежнего модельного ряда.

«Ласточку» научились делать сами, а польские трамваи не смогли починить. Что происходит с импортным подвижным составом в России
Двухэтажный вагон «2020». Фото: ulan3

Поезда и трамваи производства Stadler эксплуатируются в Москве (двухэтажные поезда «Аэроэкспрессы») и в Петербурге (трамваи «Чижик»). О каких-то явных сложностях с эксплуатацией этого подвижного состава мы не слышали. Правда, надо учитывать, что и поезда, и трамваи для России производились преимущественно на заводе Stadler в республике Беларусь. Сейчас он закрыт, но с запчастями вопрос, видимо, решают.

«Ласточку» научились делать сами, а польские трамваи не смогли починить. Что происходит с импортным подвижным составом в России
«Аэроэкспрессы» Stadler в Шереметьеве

«Сапсаны» и «Ласточки» от Siemens также продолжают эксплуатироваться. Мы не знаем, какова ситуация их обслуживанием и все ли поезда на ходу. Можем лишь отметить, что очень давно не видели сдвоенных «Сапсанов», а количество ежедневных рейсов, несмотря на высокий спрос, по сравнению с 2021 годом уменьшилось.

«Ласточку» научились делать сами, а польские трамваи не смогли починить. Что происходит с импортным подвижным составом в России
Электропоезда «Ласточка» и «Сапсан» на Московском вокзале Петербурга

Меньше повезло поездам «Стриж» производства испанской Talgo. Все семь составов были отстранены от работы сразу после введения санкций.

«Ласточку» научились делать сами, а польские трамваи не смогли починить. Что происходит с импортным подвижным составом в России
Электропоезд «Стриж» на Ладожском вокзале Петербурга

А вот вагоны габарита риц продолжают курсировать. Их Тверской вагоностроительный завод производил совместно с Siemens.

«Ласточку» научились делать сами, а польские трамваи не смогли починить. Что происходит с импортным подвижным составом в России
Вагон габарита риц

Современные трамваи от производителя ПК ТС («Витязь», «Богатырь», «Львенок» и другие) продолжают производиться и эксплуатироваться. При этом поставки только наращиваются. В интервью 2022 года основатель ПК ТС Феликс Винокур говорил, что трамвай «Витязь» импортозамещен на 80 процентов. В 2023 году гендиректор компании Александр Дубровкин утверждал, что импортозамещение достигло 90 процентов и стремится к 95. При этом он признавал, что недостающие пять процентов – это поставки из «дружественных» стран.

«Ласточку» научились делать сами, а польские трамваи не смогли починить. Что происходит с импортным подвижным составом в России
Трамвай «Богатырь-М» в Петербурге

На производстве современных поездов метро «Москва 2020» санкции, судя по всему, не сказались. Производитель не раскрывал, на сколько импортозамещен этот поезд, но они выпускаются.

«Ласточку» научились делать сами, а польские трамваи не смогли починить. Что происходит с импортным подвижным составом в России
Поезд «Москва-2020» в Московском метрополитене

Проблемы при ремонте возникли с поездами Skoda («НеВа»). 24 таких состава эксплуатируются в Петербурге на Невско-Василеостровской линии. Вагоны совместного производства «Вагонмаша» и Skoda лишь на 31% состояли из отечественных комплектующих. В 2023 году начальник электродепо «Невское» Дмитрий Новожилов рассказывал, что при ремонте первого состава удалось заместить российскими деталями еще 10% узлов. Таким образом, более половины комплектующих вагона пока остаются зарубежного производства. С каждым новым ремонтом процент отечественных узлов будет увеличиваться, считают в метрополитене.

«Ласточку» научились делать сами, а польские трамваи не смогли починить. Что происходит с импортным подвижным составом в России
Поезд «НеВа»

А вот трамваям Pesa Fokstrot, которые Москва закупила в 2014 году, не повезло. Все 70 вагонов отстранены от работы. Они постепенно выходили из строя и к последним днях эксплуатации на ходу оставались лишь 23 вагона. Формально в конкурсе на поставку 120 вагонов в 2014 году победил «Уралвагонзавод». Изначально предполагалось, что УВЗ получит несколько вагонов в сборке с последующей локализацией производства в России. Однако по итогу все 70 вагонов первой партии были поставлены из Польши. При этом УВЗ разместил на них свою заводскую табличку. Последующее падение курса рубля (УВЗ получал средства от Москвы в рублях, а платил за трамваи в евро) помешало поставке второй партии, а введение санкций привело к тому, что Москва не смогла обслуживать трамваи должным образом.

«Ласточку» научились делать сами, а польские трамваи не смогли починить. Что происходит с импортным подвижным составом в России
Трамвай Pesa Fokstrot
Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Дед

    Верните ясновельможным их трамваи и используйте свои.

    Ответить
  2. Евгений

    Да и всё это красиво и нам постоянно твердят страна подымается из руин и голода. А яйца из Турции и Ирана везут,а Москвич с шильдиком нашим забыли написать? Вопрос где всё наше родное Российское которое господа дерьмократы разворовали, это производство которое отцы и деды создавали и за которое ты был уверен что возьмёшь и надолго и санкции не нужны

    Ответить