Нормы стали хуже. Каким должен быть климат в поездах дальнего следования

Блог

Главная проблема российских поездов дальнего следования (после низких скоростей, разумеется) – извечные проблемы с климатом в вагонах. Если почитать отзывы о поездах, это становится очевидно. Людям жарко и холодно, душно и наоборот дует. При этом на немецкие «Сапсаны» или «Ласточки» с этой точки зрения никто не жалуется. Так какие же температурные нормы установлены для поездов дальнего следования, и почему Роспотребнадзор их ухудшил.

Нормы стали хуже. Каким должен быть климат в поездах дальнего следования

Какая температура должна быть в вагоне

Если на улице температура воздуха ниже +20 градусов, в купе пассажирских вагонов всех типов и классов температура воздуха должна находиться в пределах от +20 до +24 градусов. В туалетах и коридорах может быть от +16 до +24 градусов, в душе – не менее 24 градусов.

Если на улице выше +20, нормы для пассажирских купе повышаются до +22…+26 градусов, а для сидячих вагонов, туалетов, коридоров становятся от +20 до +28 градусов!

Нормы стали хуже. Каким должен быть климат в поездах дальнего следования

Один из важнейших параметров, который влияет на восприятие климата – это влажность. Если влажность низкая, у вас будет сохнуть кожа, пересыхать слизистые оболочки в носу и т.д., то температура воздуха будет ощущаться как более низкая. При чересчур высокой влажности будет казаться, что нечем дышать. По всем нормальным нормам и рекомендациям цивилизованных стран мира относительная влажность в публичных помещениях должна находиться в пределах от 40 до 60%.

Но Роспотребнадзор решил не заморачиваться и не стал требовать от производителей вагонов и перевозчиков решить эту проблему и установил коридор допустимой влажности в значениях от 15 до 75%. Если летом в купе у вас будет +26 градусов и влажность 70%, вам будет максимально некомфортно. Но предъявить претензию вы не сможете.

Но все это работает только для вагонов с кондиционером. В правилах написано, что если на улице выше +26, а кондиционера в вагоне нет, то все правила отменяются.

«При температуре наружного воздуха выше 26°С, температура воздуха нормируется только для вагонов, имеющих установки для кондиционирования воздуха», –

говорится в постановлении.

С духотой все плохо

Еще один важный параметр качества воздуха – это духота или концентрация в воздухе двуокиси кислорода CO2. Нам становится душно, когда в закрытое помещение не поступает свежий воздух. Люди дышат, повышая в закрытом помещении концентрацию в воздухе двуокиси углерода.

Замерить концентрацию CO2 можно легко даже с помощью бытовых приборов. Согласно предписаниям главного санитарного врача за 2003 год, концентрация в купе пассажирского вагона не должна превышать 0,1 об.%. Если перевести на понятный язык, то это означает, что в одном кубометре воздуха должно быть не больше 1000 см³ CO2 (1000 ppm). В идеале, конечно, параметр должен быть на выше 600 ppm, но российские нормы всегда были далеки от идеала. Однажды я замерял этот параметр в поезде на верхней полке плацкартного вагона и прибор показал 1200 ppm.

Нормы стали хуже. Каким должен быть климат в поездах дальнего следования

Увы, в рекомендациях 2020 года этот параметр убрали. Прописано лишь объемы наружного воздуха, которые должны подаваться в расчете на одно пассажирское место…

Нормы стали хуже. Каким должен быть климат в поездах дальнего следования

Но замерить это невозможно даже с помощью профессиональной техники. Из документа также убрали фразу про необходимость обеспечивать непрерывную работу систему вентиляции (была в прошлом варианте документа от 2003 года).

Нормы стали хуже. Каким должен быть климат в поездах дальнего следования
Вентиляционные отверстия в вагоне габарита РИЦ

Медиками установлено, что, если долго дышать воздухом с повышенным содержанием двуокиси углерода, в организме человека начинаются изменения: учащаются пульс и дыхание, появляются головные боли, ухудшается качество сна. Кроме того, если один из пассажиров в купе болен любой вирусной инфекцией, то в застойном воздухе быстро увеличивается концентрация этого вируса, и повышается вероятность инфицирования соседей по купе или вагону.

Я замерял духоту в двухэтажке и пришел к неутешительным выводам.

Так что этот параметр – едва ли не самый важный и главный государственный санитарный врач РФ Анна Попова (возглавляет ведомство сейчас и на момент принятия документа) его ухудшила.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий