Проект МЦД D5 отменен, тоннеля не будет: все упоминания исчезли

Блог

Московская мэрия опубликовала план развития городского транспорта до 2030 года. В нем не упоминается тоннель под Москвой для создания МЦД D5. Такое понятие, как МЦД-5 в документе отсутствует совсем. Вместо этого упоминаются Ярославский и Павелецкий радиус.

Проект МЦД D5 отменен, тоннеля не будет: все упоминания исчезли

D5 должен был соединить Ярославской и Павелецкое направление с помощью тоннеля. Однако теперь вместо этого в документе сказано:

«Мы рассмотрим варианты и примем решение о включении в тарифную систему московского транспорта Ярославского и Павелецкого направлений железной дороги. Всего – 39 станций. В результате билетная система московского транспорта охватит все пригородные направления. Это позволит пассажирам принимать решение о своем маршруте исходя из времени и удобства, а не стоимости поездок».

На опубликованной карте линий 2030 года МЦД D5 отсутствует. А на странице проекта на сайте мэрии Москвы говорится, что его параметры могут быть изменены.

Проект МЦД D5 отменен, тоннеля не будет: все упоминания исчезли

Пройти Москву насквозь

Новая линия была должна проходить по территории Москвы и соединить 20-километровым подземным тоннелем Ярославское и Павелецкое направления подмосковных электричек. Согласно планам, диаметр должен был пройти через центр столицы от Домодедово до Мытищ, а там разделится на две ветки: в Королев и Пушкино. Центральная часть замышлялась под землей, чтобы пассажиры могли сделать пересадку на другие диаметры и на станции метро.

По сравнению с обычными электричками преимущество пятого диаметра было неоспоримо: линия проходит всю Москву насквозь и не привязана к конкретным вокзалам. Ее длина – 89 км, число станций – 39.

«Каждые 7 минут будут курсировать поезда в час пик. До 30% сокращение времени в пути для жителей Москвы и Московской области», – говорится на сайте проекта МЦД D5. Там, впрочем, говорится, что параметры линии могут измениться.

По словам разработчиков, с введением новой линии должно было полегчать жителям 20 районов Москвы. МЦД-5 также был призван разгрузить Таганско-Краснопресненскую и Замоскворецкую линии метро.

«Я не знаю, что ему сейчас докладывают про МЦД-5»

Проект МЦД-5 – «архисложный», признавал сам мэр столицы. Еще раз пройти под центром Москвы, где и так все перекопано, технологически чрезвычайно трудно. Сергей Собянин рассказывал журналистам, как вместе с РЖД транспортники Москвы искали оптимальный путь прокладки 20-километрового тоннеля между Ярославским и Павелецким направлениями через центр столицы. Проектировщики обсуждали около 17 вариантов.

Изначально Собянин обещал запуск МЦД-5 еще в 2025 году (разговор об этом шел на встрече мэра с президентом в далеком 2021-м). Но ближе к этому сроку стало очевидно: так быстро не получится.  Тогда запуск пятого диаметра перенесли на 2026 год, о чем в конце июня прошлого года сообщил глава Московской железной дороги (МЖД) Валерий Танаев. Но и этот срок, по мнению ряда экспертов, недостижим.

Проект МЦД D5 отменен, тоннеля не будет: все упоминания исчезли
Поезда МЦД D4

Кирилл Янков, глава Союза пассажиров России, полагает, что Собянину давали не совсем верную информацию, отсюда и появлялись невыполнимые сроки сдачи проекта.

«Я не знаю, что ему сейчас докладывают про МЦД-5, может, в 2026 откроют два отдельных радиуса, то есть включат «Ярославскую» и «Павелецкую» в тарифную систему МЦД и наведут там блеск, а сквозного движения не будет, — говорил Янков в августе 2023 года. — Но до 2026-го построить тоннели, даже отложив на потом подземные пересадки, как на «Электрозаводской» или «Авиамоторной», где их нет до сих пор, нереально».

Глава Союза пассажиров оценивал реальный срок сдачи объекта – 2028-м годом, когда пройдут следующие выборы мэра.

«Захотят — сделают, не захотят — не сделают»

О начале строительства МЦД-5 мэр Москвы успел объявить в середине июня 2023 года на Петербургском экономическом форуме. Но объявить – не значит начать. Судя по всему, проект до сих пор находится в стадии планирования, при котором возникли серьезные технологические трудности.

Дело в том, что аналогов подобного тоннеля и станций столь глубокого заложения в России не существует. Илья Резников, эксперт транспортного развития территорий «Лаборатории градопланирования», видит основную проблему МЦД-5 в том, что у системы электрички и системы метро разные габариты.

«Для данного проекта нужно будет построить железнодорожный тоннель с другими размерами и электрификацией, нежели в метрополитене», — цитировало Резникова издание MSK1.  

Это делает проект МЦД-5 не только суперсложным, но и очень дорогим. Эксперт считает, что без федерального финансирования Москва с ним не справится.

По мнению Резникова, проект пятого диаметра – скорее политический, нежели технический: «Захотят — сделают, не захотят — не сделают <…> Зависит от того, кто будет этим заниматься. В России мы видим разные примеры: власти могут говорить 10 и 15 лет, обещать, что вот-вот начнут строить, но в итоге ничего не происходит. С другой стороны, есть уникальные проекты по типу Крымского моста, который взяли и сделали».

А нужен ли МЦД-5?

Информации о том, как продвигаются работы по МЦД-5, в открытых источниках практически не было: известно лишь, что длина тоннеля под центром города внезапно сократилась с 20 км, как заявлялось ранее, до 10-12 км (впрочем, возможно 20 км – это была сумма длин тоннелей в каждом из направлений), а при его строительстве собирались использовать 10-метровые тоннелепроходческие щиты-гиганты.

Проект МЦД D5 отменен, тоннеля не будет: все упоминания исчезли

Тем временем, пассажиры по-разному относятся к идее пятого диаметра. Для кого-то оно видится долгожданным избавлением от транспортных мучений:

«Да даже если бы отдельными кусками сделали Ярославское и Павелецкое направления, уже стало бы сильно лучше, столько лет обещают метро в Бирюлево и все время откладывают, а другого варианта быстро добраться в центр нет», – пишет на форуме издания msk1.ru житель Бирюлево.

По его словам, поезда Павелецкого направления (все, кроме экспрессов) в таком жутком состоянии, что становится страшно ехать – двери при движении могут не закрываться совсем, вечная давка, о кондиционерах и речи нет.

«Вот честное слово, обидно, столько лет уже ждем метро или МЦД, а его строительство все откладывают, зато уже далеко за пределы МКАДа построили и строят еще дальше», – сетует москвич.

Однако, по мнению других, МЦД-5 только осложнит жизнь горожан.

«МЦД-5 выглядит как еще один бессмысленный проект, который только добавит головную боль москвичам», – считает автор дзен-канала «Простая Москва». Он уверен, что планы по строительству МЦД-5 «не более чем вымысел, который будет откладываться и переноситься до бесконечности».

Напомним, что предыдущие проекты МЦД существенно разгрузили многие транспортные узлы в столице. Сегодня поезда МЦД-1 и МЦД-2 в сутки суммарно перевозят порядка 500 тыс. пассажиров. При этом поезда МЦД-3 и МЦД-4 вместе ежедневно перевозят около 1 млн человек.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Михаил

    А могли бы сделать мини-туннель от Дербенëвской к Бойне, и усë, но нет…

    Ответить