В Латвию поставили «бракованные» электрички из Чехии. Их спасают советские локомотивы

Блог

Некачественные электрички, поставленные в Латвию Чехией, вынудили уйти в отставку руководство национальной латвийской железнодорожной компании AS Pasažieru vilciens («Пассажирский состав»). Это случилось в конце января, спустя месяц после запуска первой электрички: за столь короткий срок чрезвычайных происшествий с бракованными поездами накопилось слишком много.

В Латвию поставили «бракованные» электрички из Чехии. Их спасают советские локомотивы

Битый небитого везет

В интернете стал популярным видеоролик, который вывесил в своем Telegram–канале депутат городской думы Елгавы Андрей Пагор: локомотив производства СССР тянет за собой с места аварии новую неисправную чешскую электричку.

«Локомотив, который построен на советском предприятии, в советское время, по советским технологиям и людьми с советским образованием, тащит современную электричку за 255 млн евро. Спасибо рижскому вагоностроительному заводу за выносливость и советским людям – за честную работу и труд. Пока политики рассказывают, что все в порядке, ты стоишь на перроне и мерзнешь, потому что снова решили сэкономить… на людях», – говорит депутат.

Запуску новых электричек предшествовала череда скандалов, связанных с конкурсом, объявленным среди поставщиков: его итоги ЛЖД трижды аннулировало, и проигравшие фирмы (испанские компании CAF и Talgo S. L., южнокорейская Hyundai Rotem) по очереди обращались в суд, обвиняя руководство ЛЖД в нечестности.

В этих тяжбах прошло 10 лет, после чего в 2019 году Латвия заключила контракт в €240 млн на поставку 32 поездов производства чешской Skoda Group. Однако случилась пандемия коронавируса, и окончательные поставки перенеслись на 2024 год. На линии вышли только 17 чешских электричек, которые местные жители уже вовсю поминают недобрым словом.

Осторожно, двери не открываются

Официальная презентация поезда Skoda 16Ev в желто-черном дизайне прошла 17 сентября в Риге. В Youtube можно найти ролики об этом событии, с энтузиазмом снятые местными жителями. Например этот.

Латыши годами ждали современных поездов. Но первые чешские электрички начали курсировать на внутренних маршрутах страны только в середине декабря 2023 года, сообщает телеграм-канал «Железные дороги мира». И сразу же на линиях начались ЧП.

Второго января на маршруте Рига – Саулкрасты новый поезд остановился и не смог ехать дальше: на сильном морозе разрядился аккумулятор. Часть пассажиров мерзла в вагонах, пока поезд не взяли на буксир, а часть отправилась в Ригу на присланных автобусах.

Четвертого января то же самое случилось с новой электричкой на маршруте Слока – Рига.

Выяснилось, что чешские электропоезда совершенно не приспособлены к морозам: не только аккумуляторы, но и туалеты в них при низких температурах отказываются работать, а двери замерзают и не открываются. Скандально известным стал случай с 16-летней девушкой, которая не смогла выйти на своей остановке: двери вагона на станции не открылись – они замерзли. Добежать до следующего вагона девушка не успела: поезд тронулся. В результате поздним вечером она оказалась на перроне в Елгаве, в 30 км от своей остановки.

«Бесконечные поломки дверей и туалетов, задержки рейсов на несколько часов, сбои в работе мобильных приложений – все это вылилось в настоящую трагикомедию», – пишет информационное агентство Baltnews.

«Народное поверье: если видишь проезжающий мимо желтый дизельный локомотив, то лучше сесть на такси или автобус», – цитирует агентство пассажира по имени Карл, который выложил в соцсетях фото сломавшегося туалета в новом электропоезде.

Купить кота в мешке

За январь 2024 в новых электричках выявилось уже 26 дефектов, при которых дальнейшая эксплуатация транспорта невозможна. По оценке специалистов, которую приводит информагентство Baltijas Balls, у проблем с новыми поездами три основные причины. Первая: установленные в поездах электрические системы не соответствуют латвийским стандартам. Вторая: нежелание «Pasažieru vilciens» обучать своих работников обслуживанию поездов (в контракте с Чехией оказалось непрописанным обучение латвийского персонала чешской стороной). Третья: отсутствие изолированных железнодорожных депо, где ремонт можно проводить в холодное время года.

При этом альтернатив электричкам у местных жителей немного. Добраться в другой город иным способом проблематично. Многие автобусные междугородные перевозки в последние годы были отменены, из-за чего автобусные маршруты перегружены. А состояние автомобильных дорог даже в столице удручающее: в соцсетях публикуют фото и видео с дорожными ямами и разбитыми дисками. Даже глава Центра стратегических коммуникаций НАТО Янис Сартс не выдержал и сравнил рижские дороги с мозамбикскими.

А премьер-министр Латвии Эвика Силиня возмутилась тем, что над местным населением ставят эксперименты: «Совершенно неприемлемо, чтобы жители Латвии стояли как «подопытные кролики» на морозе и не знали, будет ли поезд или нет». Силиня потребовала от Министерства транспорта провести полную ревизию закупок и тестирования чешских поездов, а также того, как решались проблемы с ними. Она призвала также найти ответственных за случившееся.

На фоне скандала в совет директоров латвийского перевозчика, сообщает «Интерфакс». О совместном решении сообщил предприниматель Сандис Штейнс, возглавлявший набсовет с 2016 года. Вместе с ним также ушли другие два члена набсовета – Инта Лиепа и Имантс Паэглитис. По словам Штейнаса, у набсовета не хватает полномочий для того, чтобы решить кризис, возникший из-за невозможности заменить поставленные неисправные поезда и обеспечить необходимый уровень пассажирских перевозок.

Министр сообщения Каспар Бришкенс поручил организовать полный внешний аудит, чтобы оценить процесс закупок новых пассажирских электропоездов. Министр хочет, чтобы была проведена оценка процесса подготовки технической спецификации, приемки поездов, начала эксплуатации и ответственность вовлеченных лиц.

Интересно, что половина пассажирских поездов в Латвии старше 50 лет. Но они-то и выручают в нынешней обстановке: несмотря на возраст, советские электрички все еще на ходу – в отличие от чешских новинок.

В Латвию поставили «бракованные» электрички из Чехии. Их спасают советские локомотивы
Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий