В Волжском сокращают трамвай: в крупнейшем промышленном центре не осталось денег на транспорт

Новости

В городе Волжский разгорелся скандал: городские власти объявили, что с 22 января на линии не выйдут от половины до трети трамваев. Местные жители возмутились и написали протест в Москву. Ситуацией заинтересовался глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин: он велел прокуратуре Волжского провести проверку по факту возможного нарушения прав волжан на транспортное обслуживание. Сокращение трамваев перенесли на две недели — ориентировочно на 5 февраля, сообщает на своем сайте главное транспортное предприятие города.

В Волжском сокращают трамвай: в крупнейшем промышленном центре не осталось денег на транспорт
Трамвайный вагон КТМ-5М3 1989 года выпуска. Город Волжский. 2022 год.
Фото А. Мясникова

Трамвай вне бюджета

Волжский – город-спутник Волгограда и второй по численности населения город в Волгоградской области. По данным bdex.ru, на 2022 год население составляло 323906 человек. Ежедневно тысячи волжан отправляются на работу на трамвае: трамвайные линии соединяют жилые районы города с промышленной зоной.

К новому году власти преподнесли волжанам знатный подарок: они объявили, что сокращают количество трамвайных рейсов. На сайте главного транспортного предприятия города МУП «Волжская автоколонна №1732» администрация сообщила: с 22 января на линии не выйдут от половины до трети трамваев. Сокращению подвергнут рейсы на маршрутах №1, 2, 2а, 3, 4, 4а и 7. А трамвай №1 отменяется совсем.

Мэрия города-спутника Волгограда Волжского объяснила: это вынужденная мера. Речь идет в принципе о выживании общественного транспорта в городе. В год на его обслуживание необходимо 1,345 млрд рублей. При этом на 2024 год из регионального бюджета Волжскому на эти цели выделили всего 100 млн! Но даже на обеспечение минимальных потребностей транспорта требуется порядка 470 млн рублей, сообщает информагентство v102ru. Где их взять, никто не знает.  

Несчастное МУП «Волжская автоколонна 1732» работает с убытками. С декабря 2023 года предприятие судится с администрацией города Волжского, требуя у учредителя 104 миллиона 786 тысяч 258 рублей задолженности по муниципальному контракту. Кредиторская задолженность самой автоколонны составляет порядка 100 миллионов рублей. 

«Запустить маршрут на конной тяге»

В паблике интернет-издания «Волгоград онлайн» народ не стесняется в выражениях:

«Ну так принимающие эти законы трамваями не пользуются».

«Интересно, задолженность администрации перед АК, а себе зарплаты повышают, а долги отдавать не хотим, вот так все и разваливается, все для «людей».  А вообще, для чего они такие нужны, которые ничего не могут, кроме как получать зарплаты, тротуары не чистят, снег не вывозят, трубы рвутся, и рапортуют у нас все хорошо????!!!».

«Ослабьте налог как в Москве и предприятия из Москвы к вам переедут. Налоговая в Волгоградской области не дает возможность развиваться предприятиям… А могли бы жить как Москва».

В Волжском сокращают трамвай: в крупнейшем промышленном центре не осталось денег на транспорт
Двухсторонний трамвайный вагон 71-611, построенный в 1992 году для линии скоростного трамвая в Волгограде. Передан в город Волжский в 2005 году.
2022 год. Фото А. Мясникова

Кто-то иронизирует, чтобы не сорваться в банальные обвинения власти:

«Можно сэкономить и запустить маршрут на конной тяге, как раз вписывается в традиционные ценности, про которые так упорно говорит наш великий кормчий», — едко замечает пользователь Поломатый_кремлебот.

«Волжский трамвай может спасти только строительство новых линий с соединением старой и новой частей города», — считает гость паблика.

«В этом старье опасно ездить», — добавляет другой пользователь.

Деньги сыплются мимо

Трамвай в Волжском жизненно важен. Собственно, волжская трамвайная система возникла в 1963 году для того, чтобы обслуживать местную промышленность. Поэтому большая часть трамвайных путей находится в промзоне.

Сегодня трамвайная система Волжского состоит из кольцевой линии, от которой отходят три ветки: одна – вглубь промзоны, две другие – по мостам через железную дорогу Волгоград – Астрахань в жилые кварталы города. Общая протяженность путей – 71 км.

По ним ежедневно приезжает на работу по меньшей мере половина населения города. Здесь находится крупнейшее в Европе химическое предприятие – Волжский завод органического синтеза. Вокруг него в городе возник целый кластер из 10 химпредприятий. Кроме того, в Волжском действуют 14 предприятий машиностроения и металлообработки, 2 предприятия черной металлургии, 12 предприятий легкой и пищевой промышленности, мебельный комбинат, две ТЭЦ и Волжская ГЭС. Все это делает Волжский одним из крупнейших промышленных центров Нижнего Поволжья.

Казалось бы, благодаря промышленности деньги должны просто сыпаться на этот город, как льются они на сибирские города благодаря нефте- и газодобыче. Судя по официальным рапортам, так оно и есть. Но странным образом прибыль от промышленного производства обходит волжан и городскую инфраструктуру стороной. На прошлой неделе, в сильные морозы, 23 микрорайона Волжского остались без тепла и горячей воды из-за аварии на подающем трубопроводе.

В Волжском сокращают трамвай: в крупнейшем промышленном центре не осталось денег на транспорт
Трамвайный вагон Татра Т3, построенный в 1979 году. Город Волжский, 2022 год. Фото А. Мясникова

Следующий, по-видимому, волжский трамвай. Для местной администрации он всегда был бедным родственником, которому из бюджета выделяли жалкие подачки. Еще в середине 2000-х из-за минимального финансирования электротранспорта в городе было уволено около 50 квалифицированных специалистов. Перерывы на некоторых маршрутах составляли более 3 часов, а в обеденное время и в выходные связь жилой части города с промзоной практически отсутствовала, писал в своем блоге местный житель.

Прошло 10 лет, и волжский трамвай на грани краха. Жители Волжского опасаются, что за сокращением маршрутов последует полная ликвидация трамваев в городе, как это случилось в конце 2022 года в Усть-Илимске Иркутской области. Там трамваи ликвидировали вообще — «в связи с нерентабельностью и планируемой заменой на автобусы». Между тем усть-илимский трамвай, как и в Волжском, перевозил на работу в основном работников промышленной зоны. Маршрут проходил по тайге, был самым северным и самым скоростным в России (до 40 км/ч в отличие от стандартных 15 км/ч). Местные жители начали борьбу за сохранение «таежного» маршрута, и СК РФ даже возбудил уголовное дело. Но пока трамваи в Усть-Илимск так и не вернулись.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий