Костыль не вбивал, рельсов не клал: президент Путин символически запустил строительство очередной ВСМ

Сапсан ВСМ Блог

Президент России Владимир Путин по видеосвязи запустил строительство ВСМ – высокоскоростной магистрали Москва – Петербург. Судя по тому, как выступили на этом мероприятии его участники, к светлому транспортному будущему у нас в стране все готово. Правда, поезда еще нет, но тормоза к нему уже на подходе.

Костыль не вбивал, рельсов не клал: президент Путин символически запустил строительство очередной ВСМ
Церемония запуска ВСМ. Фото: пресс-служба Кремля

Неужели и вправду серьезно?

Никаких первых кирпичей и первых рельсов 14 марта Путиным положено не было. Никто не вбивал первый костыль в шпалу. Зато на видеоцеремонии открытия ВСМ были сплошь первые лица – министр транспорта Виталий Савельев, мэр Москвы Сергей Собянин, глава РЖД Олег Белозеров, министр промышленности Денис Мантуров, глава Сбера Герман Греф и директора транспортных предприятий, участвующих в проекте.

Для только что открывших глаза: ВСМ – амбициозный проект Кремля, предполагающий строительство первой высокоскоростной магистрали в России и нового суперскоростного поезда, который без остановок доедет от Москвы до Петербурга за 2 часа 15 минут (вместо нынешних 3,5 часов на «Сапсане»). Движение между Москвой и Тверью должно сократиться до 39 минут, а от Великого Новгорода до Петербурга можно будет доехать за 29 минут.

Сам президент к проекту явно неравнодушен: он активно говорит о нем с лета прошлого года, а в феврале 2024-го провел в Верхней Пышме отдельное совещание по ВСМ.

«Герман Оскарович, мы еще с Вами, когда в Петербурге работали, мечтали о том, что построим такую дорогу», – обратился Путин 14 марта к главе Сбера Герману Грефу.

На церемонии запуска первые лица говорили так, будто и в самом деле все готово к реализации мечты первого лица. Неужели все действительно серьезно?

С тормозами, но без головы

В стенограмме выступлений на церемонии запуска много любопытного.

Вот, например, министр транспорта Виталий Савельев. Он проникновенно доложил президенту об отечественном высокоскоростном поезде будущего, который пойдет по ВСМ со скоростью 400 км/ч и «позволит нам быть среди ведущих мировых держав в этой области».

Костыль не вбивал, рельсов не клал: президент Путин символически запустил строительство очередной ВСМ
Церемония запуска ВСМ. Фото: пресс-служба Кремля

Но есть ли поезд? Отвечаем: в наличии пока только его эскиз и модель, которую Путину показали в феврале во время его визита на «Уральские локомотивы». Самого поезда нет пока и в помине. Обозначены лишь участники проекта.

Один из них – компания «Русские электрические двигатели». Его глава Дмитрий Туманов доложил президенту, что завод к работе над поездом готов и «способен обеспечить изготовление высоконадежного, энергоэффективного и отвечающего всем стандартам качества заявленного оборудования тягового электродвигателя».

Конкретики никакой, а значит, двигателя для поезда ВСМ и его проекта пока тоже нет.

Зато скоро для несуществующего поезда будут готовы тормоза: гендиректор «[МТЗ] Трансмаш» Николай Егоренков доложил, что к февралю 2025 года будет полностью готова конструкторская документация на тормозные системы для нового поезда, а к августу 2026 года полностью закончат сертифицирование и декларирование тормозной системы.

«То есть мы будем уже готовы полностью к серийному производству совместно с «Синарой», – сказал Егоренков.

Итак, тормоза скоро будут, а проекта поезда еще нет.

Группа «Синара», в которую входит завод «Уральские локомотивы», – один из ключевых участников проекта ВСМ. Гендиректор холдинга Виктор Леш доложил: до 15 апреля должны быть «полностью проработаны и заключены» контракты на «головные поезда».

Вопрос: как можно заключать контракты в отношении того, чего еще нет в природе?

Впрочем, глава РЖД Олег Белозеров говорит, что «уже проделана огромная работа по высокоскоростному подвижному составу».

Вслушаемся: «Уже окончательно выбран эскизный вариант поезда, он утвержден. Это 8-вагонный поезд, который будет двигаться со скоростью 400 километров в час максимум, а крейсерская скорость будет 360 километров в час. Этот поезд можно будет сдваивать, то есть либо 8-вагонной, либо 16-вагонной компоновки, четыре типа вагонов. Практически сейчас ведётся конструкторская документация».

Костыль не вбивал, рельсов не клал: президент Путин символически запустил строительство очередной ВСМ
Проект поезда для будущей ВСМ

«Финист» не полетел, мечтать ли о поезде для ВСМ?

Может быть, господа транспортники уже имеют в голове прообраз поезда будущего? Оказывается, имеют.

Министр промышленности Денис Мантуров доложил президенту: в прошлом году компании «Синара» «удалось реализовать замещение электрички «Ласточка» на полностью российский «Финист».

«16 составов уже переданы РЖД и еще шесть готовятся к поставке во втором квартале текущего года», – отчитался министр.

К сведению министра: из 13 новых пассажирских электричек «Финист», переданных в 2024 году на Свердловскую железную дорогу, в январе, например, только два (!) оказались пригодны для использования. Остальные были сняты с маршрутов из-за технических проблем. Над устранением которых сейчас и работают на заводе-изготовителе.

Костыль не вбивал, рельсов не клал: президент Путин символически запустил строительство очередной ВСМ

Возникает вопрос: если производитель не смог сделать по-настоящему качественный электропоезд обычной скорости, то стоит ли ему браться за создание флагманского высокоскоростного поезда для ВСМ? Если же он все равно за это возьмется, даже невозможно представить, каков будет результат. Наверное, ошеломляющий.

Вот и министр промышленности в этом уверен: «Наработанные компетенции и технологии, – сказал он, – позволяют «Синаре» перейти в сегмент электропоездов скоростью до 400 километров в час».

Для этого на площадке «Уральских локомотивов», сообщил министр, планируется строительство двух новых корпусов общей площадью 60 тысяч квадратных метров.

Оказывается, не только проекта поезда нет – нет даже помещений, где этот поезд строить.

«Самая дорогая яма в Петербурге»

Но энтузиазм в высших эшелонах власти не унять. Мэр Москвы Сергей Собянин сравнил строительство ВСМ с сооружением первой в России Николаевской железной дороги.

«Когда-то история российских железных дорог, по большому счету, начиналась с дороги Санкт-Петербург – Москва, – сказал он. – Наверное, тоже тогда было много сомнений в том, насколько этот проект реализуем, насколько он вообще возможен».

Московский градоначальник сообщил, что, когда в столице строили МЦД-3, уже заранее сделали заделы по ВСМ.

«Уже серьезные заделы сделаны. Это дает возможность практически с сегодняшнего дня начинать уже проект строительства ВСМ», – сообщил Собянин.

Москва действительно единственная имеет какой-то задел для ВСМ. Это подтвердил глава РЖД Белозеров.

«В рамках Центрального транспортного узла здесь, в Москве, пятый и шестой путь — это выход из Ленинградского вокзала в сторону Санкт-Петербурга, — уже ведется строительство, и в этом году мы планируем освоить 14 миллиардов — построить уникальный мост через канал имени Москвы, еще ряд больших искусственных сооружений», – сказал он.

Костыль не вбивал, рельсов не клал: президент Путин символически запустил строительство очередной ВСМ
Строительство моста через канал имени Москвы. Фото: «Мостоотряд 47»

Хорошо бы построенное Москвой не кануло в Лету, как исчезли в ней начатки предыдущей ВСМ. Глава Сбера Герман Греф, выступая перед президентом, помянул останки от проекта ВСМ 30-летней давности, спланированной и не осуществленной еще в ельцинские времена.

«Самая большая и самая дорогая яма в Петербурге – на месте Московского вокзала», – сказал он.

Напомним, что этот котлован в 1997 году вырыли под строительство именно высокоскоростной железнодорожной магистрали. Тогда указом Бориса Ельцина была создана госкомпания РАО «ВСМ», которая получила от государства преференции и огромные земли под строительство. Но строительство ямой и закончилось, а хищения в РАО еще долго расследовала Генпрокуратура.

Греф уверен, что нынешняя мечта о строительстве нынешней ВСМ «наконец, может осуществиться». Он развернул перед президентом поистине фантастическую картину: по его самым скромным подсчетам, новая железная дорога будет перевозить 23 млн человек в год. Греф привел в пример Китай, где в регионах, объединенных высокоскоростной магистралью, ВРП (валовый региональный продукт) растет на 20 процентов быстрее, чем на всех остальных территориях.

«Это говорит о том, что для таких регионов, как Тверь, Новгород, областных территорий потенциал развития будет просто огромным, – уверен глава Сбера. – Земли, которые, в общем, сегодня не имеют ценности, будут обладать огромной инвестиционной ценностью. Очевидно, что бизнес с удовольствием пойдет туда».

Россия, построив ВСМ, по словам Грефа, станет третьей страной в мире после Китая и Японии, которая будет обладать высокоскоростными технологиями.

«Ни в Европе, ни в Соединённых Штатах Америки пока такого скоростного движения не реализовано. Собственно, мы будем третьей страной в мире, которая реализует эту задачу – скоростное движение 360–400 километров в час», – сказал глава Сбера.

Остается только понять, как Россия сможет занять третье место в мире по ВСМ, если у нее до сих пор нет ни одного высокоскоростного поезда и ни одной высокоскоростной магистрали, в то время, как и в Европе они давно есть.

Дорога в никуда

Проект ВСМ – в первую очередь, предвыборный. Не зря старт строительству был дан за день до старта голосования.

Не исключено, что все словесные кружева, плетущиеся в эти дни вокруг ВСМ, останутся таковыми. Как это уже неоднократно случалось в нашей стране.

Достаточно вспомнить проект железнодорожной магистрали в Туве. Регион, в котором вообще нет железных дорог, удостоился приезда главы правительства РФ Путина в 2011 году. Тогда, на 40-градусном декабрьском морозе, он взял кувалду и забил серебряный костыль в первое звено железнодорожной трассы, тем самым положив начало строительству более чем 400-километровой магистрали, писало РИА Новости. Новая дорога должна была связать столицу республики Кызыл с Красноярским краем.

Костыль не вбивал, рельсов не клал: президент Путин символически запустил строительство очередной ВСМ

Вбив костыль, Путин открыл памятный камень, заложенный в честь начала строительства, и пообщался с рабочими. «Работа вам предстоит большая, года на четыре уж точно», – сказал он. Камень стоит и поныне, как памятник самой короткой железной дороге в мире, – дороге в никуда.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Евгений

    Автор статьи знатно плюется на ВСМ. Видимо, всё правильно делают, если его так корежит

    Ответить
  2. Денис

    Да уж, автор прям с насмешкой про ВСМ рассказывает. Хотя чему я удивляюсь, почитав другие статьи частенько поливаются грязью вполне нормальные и достойные поезда. Мне кажется, надо было подбирать слова перед тем как публиковать статью. Опасненько)

    Ответить