В Австрии запускают поезд дальнего следования со спальными вагонами нового образца производства компании Siemens. Внезапно оказалось, что многое, что реализовано в этих вагонах, было показано на российских макетах. Только в искаженной форме, потому что дизайнеры, похоже, не разобрались, как все должно работать.
Много шума наделал в 2020 году плацкарт со шкафом посреди плацкартных отсеков. Такой вагон был презентован в Москве. Предполагалось, что в середине каждого отсека (если там нет аварийного выхода) будет стоять шкаф для ручной клади.
Оказалось, что эта идея ранее была представлена в проекте австрийских вагонов от Siemens. Сейчас эти вагоны вышли на маршруты.
Однако оказалось, что там ящики служат совсем другой цели. Они предназначены для мелкой ручной клади, обуви и одежды для пассажиров, которые едут в «капсулах». Логично, что если ты едешь в «капсуле», то тебе нужно куда-то сложить вещи. Причем в Австрии ящики запираются на ключ-карты.
Крупную ручную кладь предлагается складывать на стеллаж при входе в вагон. Там ее можно закрепить виртуальным замком.
В плацкарте же получается, что шкаф только мешает.
Российские дизайнеры решили усложнить идею шкафа. Они предусмотрели для пассажиров возможность сидеть на нижних поперечных полках, превратив их в аналог боковых со складывающимся столиком. Но при такой концепции крупные вещи не убрать под полку.
Перемудрили. Шкаф хорош, когда речь идет о «капсулах» и совсем не подходит для плацкарта.
Еще одна идея, которая выглядит некорректно заимствованной – это «шторки» к соседу. Логично предположить, что пассажиры, путешествующие в «капсулах», могут ехать парой. В этом случае им нужно продавать места напротив друг друга. А между капсулами можно сделать шторку, чтобы пассажиры могли общаться. Так и сделали в австрийском вагоне.
Базово шторка заблокирована. Разблокировать ее можно по обоюдному желанию обеих сторон.
Если при покупке билета в такую «мини-кабину» указать, что вы путешествуете вдвоем, система продаст два билета напротив друг друга.
Российские дизайнеры зачем-то сделали шторку не к соседу напротив, а к соседу через стенку. То есть, если следовать российской нумерации мест, переговариваться смогли бы пассажиры не 1 и 3 места, а 3 и 5. К тому же в российской версии вагона не стали делать замок на этой шторке – по крайней мере, на тестовом вагоне. В ответ на изумленные вопросы журналистов дизайнеры говорили, что в будущем все предусмотрят, но будущего не случилось, и вагон не пошел в серию.
Концепция со шторками и шкафом выглядят неплохо для мини-кабин. Но совершенно нелепа накладывать ее на концепцию классического плацкартного вагона.
Кстати, если Siemens предлагает закрывать капсулу плотными жалюзи, то в версии тверского вагона предлагались всего-навсего шторки.