В России вновь собираются выпускать скоростные вагоны, но для них опять нет локомотивов

Новости

В России хотят выпускать скоростные вагоны локомотивной тяги, которые могли бы осилить скорость 200 км/ч. Но для них пока не хватает локомотивов. Кроме того, неясно, где они могли бы эксплуатироваться, ведь на такую скорость рассчитано всего три направления.

Меморандум о пятилетнем сотрудничестве в создании таких вагонов подписали на Петербургском экономическом форуме корпорация «Трансмашхолдинг» и Федеральная пассажирская компания.

История повторяется

Сразу расставим акценты. Скоростные поезда – «Сапсан» или «Ласточка» – по сути являются электричками. Новый поезд, который сейчас проектируют для ВСМ Москва – Петербург – также электропоезд.

Но скоростные вагоны, которые собрались выпускать ТМХ и ФПК, – это совсем иное: они используются в составе скоростных поездов, для вождения которых требуются локомотивы.

Вагоны, которые ТМХ выпускает для Федеральной пассажирской компании в настоящее время, рассчитаны на скорости до 160 км/ч. Но у холдинга ТМХ уже есть опыт создания скоростных пассажирских вагонов локомотивной тяги: они выпускались в 2001 – 2006 годах для поезда «Невский экспресс» и предназначаются для эксплуатации на скоростях до 200 км/ч.

В России вновь собираются выпускать скоростные вагоны, но для них опять нет локомотивов

А еще раньше, в 1972-1979 годах, на Калининском (Тверском) вагоностроительном заводе, который ныне входит в состав ТМХ, были созданы скоростные вагоны РТ200, которые ходили в составе поезда «Русская тройка».

В России вновь собираются выпускать скоростные вагоны, но для них опять нет локомотивов
Вагон поезда «Русская тройка»

«Русская тройка»: поезд в никуда

В 1960-х, когда в мире пассажирские поезда уже вовсю мчались на скоростях 200-220 км/ч, в СССР самым быстрым поездом была «Аврора» – поезд-экспресс №5/6, который запустили между Москвой и Ленинградом летом 1963 года. Его скорость (130-160 км/ч) была рекордной для советской железной дороги. Но в мировом масштабе мы сильно отставали.

Совет министров СССР поставил перед инженерами-железнодорожниками задачу: изобрести поезд, который будет разгоняться до 225 км/ч. Это был первый высокоскоростной ж/д проект в Советском Союзе.

Поезд, который красиво назвали «Русская тройка» (РТ200), придумывали долго – около семи лет. Над его концепцией трудились лучшие умы научно-исследовательских железнодорожных институтов – ЦНИИ МПС (ныне ВНИИЖТ) и Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения (ВНИИВ).

В России вновь собираются выпускать скоростные вагоны, но для них опять нет локомотивов

В 1972 году на Калининском (ныне Тверском) вагоностроительном заводе были готовы первые опытные вагоны, а в 1973 году поезд успешно испытали на линии Ленинград – Москва: вагоны в составе с электровозом ЧС2М (позднее ЧС200) тогда удалось разогнать до 210 км/ч. А в 1974 году Калининский завод изготовил весь состав скоростного поезда из восьми сидячих пассажирских вагонов.

Внутри «Русская тройка» выглядела по тем временам космически: двухместные мягкие поворотные кресла самолетного типа с откидывающимися спинками, люминесцентное освещение. В вагонах работало кондиционирование и электроотопление. В поезде были также служебное купе-радиоузел и вагон-электростанция, от которого «питались» все системы.

В свой первый рейс с пассажирами «Русская тройка» отправилась 8 июля 1975 года. И казалось, поезду уготовано великое будущее. Но через пять лет – в 1980 году – полет «Русской тройки» неожиданно прервался: в вагонах обнаружились конструктивные проблемы, которые не позволили эксплуатировать их дальше, пишут авторы книги «От ЭР-200 до «Сапсана» (Санкт-Петербург, 2023).

В России вновь собираются выпускать скоростные вагоны, но для них опять нет локомотивов

По одной из версий, вагоны РТ200 на высокой скорости входили в очень сильный резонанс друг с другом и могли сойти с рельсов. По другой версии, ж/д пути на участке Москва – Ленинград оказались не готовы к эксплуатации поездов с такими высокими скоростями. Так или иначе, исправлять дефекты РТ200 не стали: в то время в Рижском ВНИИ вагоностроения вовсю разрабатывали скоростной моторвагонный поезд ЭР200.

Ни одного вагона «Русской тройки», увы, не сохранилось: все порезали на металл.

Электровоз тоже надо изобрести

Итак, Трансмашхолдингу предстоит разработать новый скоростной вагон. Будет ли при этом учтен опыт «Русской тройки», неизвестно. Но даже если вагоны будут сделаны, без локомотива они не поедут. Да и не всякий локомотив выдержит скорость в 200 км/ч. И «Невский экспресс», и «Русская тройка», и «Стриж» все ходили под мощными электровозами ЧС200 и ЭП20.

В России вновь собираются выпускать скоростные вагоны, но для них опять нет локомотивов

Однако электровоз ЧС200 – уже музейная редкость. Их было выпущено всего 12 экземпляров, и проектировались они по заказу Правительства СССР для ж/д линии Москва – Ленинград в Чехословакии на заводе Škoda: линии был нужен мощный и скоростной локомотив, к тому же МПС в будущем планировало увеличить число вагонов в поездах на этом направлении.

Условное обозначение ЧС200 расшифровывалось просто: «ЧС» – чехословацкий, 200 – расчетная скорость при эксплуатации. С такой скоростью электровоз мог вести состав, состоящий из 12 – 14 пассажирских вагонов. При этом конструкционная скорость электровоза составляла 220 км/ч.

Но последний ЧС200 фанаты проводили на «пенсию» весной этого года. А электровозы ЭП20 больше не выпускаются: «Трансмашхолдинг» производил их совместно с французской компанией Alstom, которая ушла из России в связи с санкциями.

В России вновь собираются выпускать скоростные вагоны, но для них опять нет локомотивов

За 10 лет (с 2011 по 2021 год) Новочеркасский электровозостроительный завод успел сделать 80 таких локомотивов. И пока они есть, российские железные дороги могут предложить пассажирам лучшую скорость из возможных.

Самое главное достоинство ЭП20 в том, что он двухсистемный – то есть может работать и от переменного, и от постоянного тока.  Это обстоятельство крайне важно в России, где часть железных дорог электрифицирована переменным током, а другая часть – постоянным. Обычно из-за этого поездам меняли локомотивы, поэтому они подолгу стояли на станциях.

Но ЭП20 совершил прорыв: он существенно сократил время поездов в пути, благодаря чему они стали доезжать из Москвы до Адлера меньше, чем за сутки. Такие электровозы сегодня ведут поезда в Анапу, Кисловодск, Симферополь и Севастополь, в Нижний Новгород, Казань, Петрозаводск.

Второе преимущество ЭП20 – он может разгоняться до 200 км/ч. Но эта его способность используется только с поездом «Невский экспресс», а ранее она пригодилась еще и со «Стрижами», которых больше нет.

Что ж, остается изобретать свой, отечественный мощный электровоз. Как раз в прошлом году тогда еще замглавы РЖД Олег Валинский заявил, что в 2025 году в России собираются наладить выпуск новых собственных двухсистемных электровозов ЭП40, которые должны стать аналогом электровоза ЭП20. И, если все срастется, возможно, мы явим миру новый образец скоростного вагона под управлением собственного локомотива, который повезет нас в светлое будущее.

Правда, возникает вопрос: где такие скоростные поезда будут ездить? Ответа на него нет. Со скоростью 200 км/ч можно ехать пока что только по линии Москва – Петербург, по которой ходят «Сапсаны». К таким скоростным линиям также относятся участки Петербург – Выборг и Москва – Нижний Новгород. Но, когда скоростные вагоны изобретут, возможно, мы будем жить уже в совершенно иной реальности.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий