РЖД пять лет рассказывали, каким красивым будет плацкарт, но в итоге решили оставить как есть

Новости

Плацкарта со шкафом и капсулами, местами «елочкой» и прочими «наворотами», судя по всему, не будет. В РЖД отказалась от инноваций и продолжат производить старые плацкартные вагоны. Впрочем, кое-какие улучшения в конструкцию вагона все же внесут.

РЖД пять лет рассказывали, каким красивым будет плацкарт, но в итоге решили оставить как есть

РЖД/ФПК, вероятно, будут заказывать плацкартные вагоны габарита Т в классической компоновке – без шкафа у окна и мест-капсул. Рендеры и некоторые характеристики этих вагонов содержались в презентациях главы ФПК Владимира Пястолова и замглавы РЖД Дмитрия Пегова, с которыми они выступали на форуме «PRO//Движение – 2023» в Петербурге. Презентации доступны на сайте форума.

РЖД пять лет рассказывали, каким красивым будет плацкарт, но в итоге решили оставить как есть
РЖД пять лет рассказывали, каким красивым будет плацкарт, но в итоге решили оставить как есть

Судя по рендерам, новый вагон модели 61-4534 будет иметь классическую компоновку мест. Создатели вагона позаимствуют ряд идей у модернизированных плацкартных вагонов со шторками студии «Иппиарт» и Вагонреммаша.

РЖД пять лет рассказывали, каким красивым будет плацкарт, но в итоге решили оставить как есть
Плацкартный вагон со шторками. Сейчас курсирует около 60 таких вагонов. Фото: Дмитрий Назаров

В вагоне появятся шторки возле каждого места, а для пассажиров верхних поперечных полок еще и столик. Благодаря тому, что вагоны габарита Т – больше существующих, увеличится длина и ширина полок.

РЖД пять лет рассказывали, каким красивым будет плацкарт, но в итоге решили оставить как есть
Скриншот презентации Владимира Пястолова

Перевозчик обещает пассажирам душевую кабину в каждом вагоне, индивидуальные воздуховоды и «малолюдные технологии обслуживания» – это значит, что вагоны планируют эксплуатировать в виде сцепов, где на несколько вагонов приходится один проводник.

РЖД пять лет рассказывали, каким красивым будет плацкарт, но в итоге решили оставить как есть
Скриншот презентации Владимира Пястолова

В последние годы в России шла дискуссия, как видоизменить плацкарт. Было представлено несколько макетов планировки новых плацкартных вагонов.

Как переосмыслить плацкарт

Разговоры возникли из-за того, что в РЖД планируют заказывать вагоны увеличенного габарита (габарита Т). В больший по объему вагон можно было бы добавить больше спальных мест и пересмотреть его планировку.

В 2020 году Тверской вагоностроительный завод презентовал один такой вагон. Снаружи он выглядел совершенно иначе, нежели привычные. В презентованном вагоне классическая планировка плацкарта была дополнена шкафами для вещей, которые установили прямо посреди некоторых отсеков. Предполагалось, что туда пассажиры будут складывать вещи вместо третьей полки.

РЖД пять лет рассказывали, каким красивым будет плацкарт, но в итоге решили оставить как есть

При этом третьи полки сняли, убрали столики от окна, а между «отсеками» сделали шторки. Этот вариант активно критиковали в соцсетях за непродуманность. Например, в четырех из десяти отсеков не было ни шкафа, ни верхних полок. Где везти ручную кладь – неясно. Убрать чемоданы под нижнюю поперечную полку в отсеках со шкафом тоже не получилось бы.

РЖД пять лет рассказывали, каким красивым будет плацкарт, но в итоге решили оставить как есть

Второй вариант – вагон с местами, расположенными под углом. Его прозвали «вагон-елочка». С двух сторон от прохода отсеки, похожие на обычные плацкартные, но расположенные под углом. Получается, что все угловое – угловой стол, угловые окна. В отсеке – восемь человек, а не шесть, как раньше, потому что напротив вас не боковые места, а расположенные под углом такие же четыре полки. Однако из-за скосов голова и ноги оказываются в узком пространстве. Это неудобно. И не очень понятно, как стелить белье: простыни и матрасы. Сидеть на полке и смотреть в окно удобно только в том случае, если ты находишься на той стороне, которая образует с окном острый угол. А вот тому, кто напротив, будет уже плохо.

РЖД пять лет рассказывали, каким красивым будет плацкарт, но в итоге решили оставить как есть

Вариацией «елочки» была «капсульная елочка». Места в ней расположены так же под углом к проходу. Но каждый пассажир здесь получал бы индивидуальную «капсулу», где можно сидеть, лежать, есть, пить чай, смотреть в окно и так далее. Каждое место закрывается шторкой. Внутри «капсулы» у пассажира есть светильник, розетка и usb-разъем для зарядки гаджетов, крючки, а также места для размещения ручной клади.

РЖД пять лет рассказывали, каким красивым будет плацкарт, но в итоге решили оставить как есть

Наконец, четвертый концепт – это капсулы «как в Китае». Здесь по обе стороны от прохода – два ряда боковых мест, расположенных в шахматном порядке. У каждой пассажира будет своя шторка, столик с углублением под стаканы, светильник, USB-розетка. Багаж можно будет хранить под нижней капсулой либо на стеллаже, расположенном при входе в вагон. Ноги пассажиров лежат в «ящиках», которые являются одновременно столиком для другого пассажира.

РЖД пять лет рассказывали, каким красивым будет плацкарт, но в итоге решили оставить как есть
РЖД пять лет рассказывали, каким красивым будет плацкарт, но в итоге решили оставить как есть

В ФПК отказались от модернизированных вагонов

В годовом отчете ФПК за 2022 год говорилось, что перевозчик пока не определился, какой из предложенных типов плацкартных вагонов будет реализован.

«Лидером в рейтинге исследуемых концептуальных макетов вагонов определен капсульный вагон вместимостью до 56 пассажиров с продольным «шахматным» расположением пассажирских мест – по всем параметрам и критериям оценки как в части функционала, так и в эмоционально-эстетическом плане. Вместе с тем ни один из исследуемых макетов не соответствует в достаточной мере требованиям современного пассажира и не получил высоких оценок в части удобства сервисного обслуживания», – говорится в документе.

«Наибольшие оценки у исследуемых макетов получили параметры, принципиально не связанные с новым концептом: индивидуальное освещение, столики, шторки, зарядка гаджетов и пр. При сравнении с традиционным плацкартным вагоном выявлено, что все исследуемые объекты существенно уступают ему по эргономике. Традиционный плацкартный вагон продолжает оставаться востребованным и перспективным для производства при условии внедрения новых материалов и технологических инноваций в части оптимизации пространства и повышения комфорта для пассажиров (шторки, конструкция столиков и лестниц, индивидуальный свет и вентиляция, пространство для размещения багажа)», – продолжают в компании.

«Капсульные вагоны могут представлять интерес не как замена традиционного вагона открытого типа, а как дополнение к существующим типам вагонов, преимущественно в региональных поездах на ограниченном количестве маршрутов с ночным режимом пропуска, а также они могут заинтересовать пассажиров, путешествующих с детьми, не занимающими отдельного места. Учитывая высокие финансовые риски запуска вагонов нового типа в масштабах сети, рассматривается возможность доработки макета с учетом результатов проведенной оценки с последующим повторным тестированием опытных вагонов, по итогам которого можно будет принять решение об их возможной закупке и тестовой эксплуатации», – сказано в отчете.

Сертификация вагонов габарита Т намечена на первую половину 2024 года, обещал глава ФПК Владимир Пястолов. Он также отмечал, что первым поездом, составленным из таких вагонов (правда, купейных и СВ) станет «Красная стрела». Дизайн купейных вагонов и СВ показан пока не был.

Оцените статью
1520. Все о ж/д
Добавить комментарий

  1. Нинель

    Да, лучше старых плацкартных вагонов ничего не придумано. Не надо забывать, что у нас продолжительность поездки измеряется не часами, а сутками!!! Всё новведения подходят для тех, кто едет на короткие расстояния. А не один день сидеть в капсуле!? Но это не дай Бог!!! Надо учитывать специфику России. Даже Китай нам не указ, вроде там тоже расстояния, но… там скоростные поезда, и время в пути не сравнить с нашими поездками.

    Ответить
  2. Гость

    Какой треш эти «ёлочки» и шкаф вместо столика между полками. Выглядит красиво и футиристично, но очень не удобный вариант. На 5-6 часов может и сгодится, на сутки-двое да ещё с большим чемоданом и сумкой не вариант. Самый лучший вариант модель 61-4534. Хотелось бы взглянуть на аналогичные новые купейные вагоны и СВ.

    Ответить
  3. Юрий

    А вообще отменить «плацкарт» не пробовали?!

    Ответить
  4. Ольга

    Очень неудобно на верхнюю полку забраться,
    Только через стол.
    Ехала…руки и ноги болят теперь

    Ответить
  5. Гость я

    Ехала в купе. Над столом между верхними полками была широкая полка! Это очень удобно!

    Ответить
  6. Ольга

    Ура, мне проспорили ящик Мартини, я была уверена, что разум победит и оставят старый вариант, с небольшими изменениями удобства, а эти варианты капсул, скошенные и прочая фигня, совершенно не комильфо……..так что приглашаю на фуршет

    Ответить
  7. tatiana

    Извините, но надоели ваши презентации новых плацкартных вагонов.
    А на самом деле всё обстоит так:
    Формируют составы старыми вагонами с таким же наполнением (ужасные подушки, матрасы, краны в туалетах) и стоимость такая же, как и в более новых вагонах.
    Когда прекратится это безобразие!!!! Начальники и проводники умаляют пассажиров не писать жалобы, т.к. наказывают именно их, а не тех кто формирует составы.
    Я считаю, что если, как по лотерее попался старый вагон, стоимость в нем должна быть уменьшена в 2 раза и всем пассажирам следующим в таком вагоне должен быть сделан возврат денежных средств.
    Не может быть в одном составе разные по комфорту вагоны ( плацкарт) и с одинаковой стоимостью.
    Может руководство РЖД об это вообще не знают…

    Ответить